Опросы общественного мнения, опубликованные в пятницу, демонстрируют, что лейбористы пользуются чуть большей поддержкой избирателей, чем их основные соперники из Консервативной партии. Согласно опросам Survation для британской газеты The Mirror, лейбористов готовы поддержать 35% населения, в то время как консерваторов — 31%. Партия независимости Соединенного Королевства может рассчитывать на голоса 15% избирателей. По данным службы TNS UK, к лейбористам склоняются 33%, к консерваторам — 30%.
Накануне консерваторы обрушились с критикой на лидера лейбористов Эдварда Милибэнда, предложившего уменьшить количество британских атомных подлодок. Глава минобороны Великобритании Майкл Фаллон, представляющий Консервативную партию, счел эту идею «ударом в спину», а его коллега, министр по делам предпринимательства Ник Боулс, заявил, что победа на выборах Милибэнда будет настоящим подарком для Владимира Путина.
Попытка соотнести Путина с Милибэндом вызвала негативную реакцию со стороны сторонников последнего в социальных сетях, но Боулс остался при своем: «Задайте себе вопрос: кого, как вы думаете, хочет видеть Путин во главе Британии после 7 мая?» «Человека, который бросил сирийцев на произвол судьбы, и женщину, которая хочет сдать в утиль ядерный арсенал», — сам же ответил министр.
Таким образом, Боулс намекнул на возможный альянс между лейбористами и главой Шотландской национальной партии Николой Стерджен. Известно, что Милибэнд выступал против авиаударов британских ВВС по Сирии, а также за переход с атомных подлодок «Трайдент» на более дешевые защитные системы. Схожую позицию в отношении подлодок занимает и Стерджен.
По сообщению британских СМИ, обе политические силы в случае успеха на выборах могут сформировать правящую коалицию.
Во время первых парламентских дебатов в Великобритании ведущий, бывший обозреватель ВВС Джереми Паксман уже пытался уколоть Милибэнда шуткой про Путина. Ведущий рассказал ему анекдот, якобы подслушанный в метро: «Эд Милибэнд заходит в комнату с Владимиром Путиным. Две минуты спустя дверь открывается: там стоит улыбающийся Путин, а куски Эда Милибэнда разбросаны по полу».
Британские журналисты не в первый раз используют образ «крутого Путина» для того, чтобы посмеяться над британскими политиками.
Так, обозреватель британского издания The Guardian Стюарт Херитадж отметил, что лидер либеральных демократов Ник Клегг, который в разгар предвыборной кампании посетил популярный парк развлечений Go Ape, стал «британским ответом» президенту России. В качестве иллюстрации к статье издание опубликовало фотографию Клегга на одном из аттракционов, а рядом — изображение обнаженного по пояс Путина с удочкой в руке. Эта фотография Путина была сделана во время отдыха президента.
По мнению автора статьи, главной темой предвыборной гонки станет вопрос о том, как надо будет строить отношения с российским президентом: «Думаете, что можете стать лидером государства? Сначала докажите, что вы достаточно круты, чтобы иметь дело с Путиным».
Путин и до выборов был частым героем британских статей, написанных в основном в негативном ключе. Без малейшей симпатии к российскому лидеру относится британский премьер Дэвид Кэмерон: отношения обоих политиков, до этого вполне ровные, стали достаточно враждебными после конфликта на Украине.
Во время обсуждения международных вопросов в рамках предвыборной кампании на первое место вышел мотив соперничества именно с Путиным.
Причем чуть ли не единственным из влиятельных кандидатов в президенты, высказывавшимся о нем позитивно, был лидер Партии независимости Соединенного Королевства Нейл Фарадж, который признался, что «восхищается деловыми качествами» Путина.
«Не думаю, что Путин так важен сам по себе, но Россия из-за Крыма и событий в Донбассе стала вопросом национальной безопасности. Поэтому, если ты хочешь показать слабость твоего оппонента, ты должен продемонстрировать его мягкость в сравнении с Путиным», — говорит «Газете.Ru» журналист одной из влиятельных британских газет.
Автор популярного политического романа «Карточный домик» писатель Майкл Доббс считает, что главным международным вопросом на британских выборах является не сам Путин, а «Россия и мировая нестабильность в долгосрочной перспективе».
Доббс сомневается, что газетные статьи, где британских политиков связывают с Путиным, «окажут влияние на избирателей»: «Все это мыльный пузырь внутри массмедиа», — говорит «Газете.Ru» Доббс, который во время правления премьера Джона Мейджора занимал пост заместителя руководителя Консервативной партии.
Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин придерживается схожего мнения: «В ход идет любое неловкое высказывание, конечно, но если брать не дебаты на социальные темы, а интересные России моменты, то Шотландия и ЕС вызывают существенно больше эмоций у избирателя», — говорит эксперт.
В самой России не так активно следят за выборами в Великобритании, как, например, за кампанией в США, хотя там президентские выборы пройдут только в 2016 году.
При этом Лондон по-прежнему остается важным местом для российских олигархов, а также многочисленной российской диаспоры.
По мнению политолога Уткина, не столь пристальное внимание к выборам в Великобритании связано с тем, что на выборах пока «весьма неопределенный расклад и с активностью важно не переборщить»: «Понятно, что ввиду особенностей российского политического курса нам с Фараджем и шотландцами не в пример проще, чем с мейнстримом, но мейнстрим таковым и останется.
«А если выбирать в рамках мейнстрима, со всей непростой историей наших отношений, консерваторы, дрейфующие в сторону от ЕС к российскому руководству, конечно, будут поинтереснее», — говорит Уткин.
Российские дипломаты и влиятельные политические группы в прошлом году активно налаживали отношения с влиятельными членами Консервативной партии. Летом прошлого года The Guardian сообщала о присутствии на обедах консерваторов влиятельных российских бизнесменов, политиков и дипломатов. Одним из гостей был депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Василий Шестаков, известный своим хорошим знакомством с президентом Путиным на ниве восточных единоборств. Шестаков и Путин были в числе авторов книги «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным».
Во время делового обеда с лидерами Консервативной партии Шестаков смог лично познакомиться с Кэмероном, пишет The Guardian. Обед был организован влиятельной фирмой New Centuary Media, которая занимается связями с общественностью. Впоследствии ее глава Дэвид Бернсайд вместе с Шестаковым провели в Англии фестиваль, посвященный популяризации борьбы самбо в 2013 году.
Бывший член от Ольстерской юнионистской партии Дэвид Бернсайд также создал вместе со своим партнером компанию Positive Russia Foundation для борьбы с «антироссийской пропагандой».
Бернсайд рассказал «Газете.Ru», что поддерживает дружеские связи с Шестаковым и другими влиятельными людьми в России. Но компании уже не существует, да и позитивный образ России создавать трудно — он серьезно ухудшился после событий на Украине.
Он считает, что в этом большая вина прессы: «В таких изданиях, как The Economist и The Financial Times, очень мало симпатии к России и нет объективной картины», — говорит Бернсайд, отмечая, что «пропаганды много со всех сторон».
Бернсайд уверен, что в случае, если консерваторы победят и Камерон вновь возглавит кабинет, у него будет больше возможностей улучшить отношения с Россией. Для этого могут пригодиться связи, наработанные между российскими и британскими политиками: «Если у вас нет социальных связей, у вас нет основы для личных отношений», — говорит Бернсайд.