Россияне по-прежнему крайне негативно относятся к США и ЕС, следует из последнего опроса Левада-центра, проведенного 20–23 марта этого года. Отношение жителей нашей страны к США и ЕС стабильно ухудшалось с сентября 2013 года и достигло пика в январе 2015-го, когда на вопрос «Как вы относитесь к США?» 39% жителей ответили «очень плохо», а 42% — «в основном «плохо».
За последние месяцы негатив спал, но незначительно: сейчас россияне не любят американцев и европейцев так же, как в сентябре — ноябре 2014 года.
К Америке позитивно относятся 19% опрошенных, негативно — 73%. Европу положительно оценивают 25%, отрицательно — 64%.
Но об уверенной тенденции на улучшение говорить пока нельзя, объясняет замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин: «Колебания не такие значительные и находятся в том коридоре, который установился с лета прошлого года».
В начале 90-х ситуация была зеркальная: 80% россиян позитивно относились к США. Выделяются четыре переломных момента, из-за которых мнение россиян резко менялось: первый — война в Югославии в 1998 году, затем начало кампании в Ираке 2003 года, конфликт в Южной Осетии 2008 года и, наконец, украинский кризис.
Отношение к Европе более ровное: до украинского конфликта резкий спад отмечается только один раз — все в том же 2008 году.
Несколько лучше к западным странам относятся люди с высшим образованием, молодежь и граждане крупных городов, но отличия невелики, говорит Гражданкин. Он добавляет, что ухудшение отношений к США и ЕС повлияло на желание россиян ухать на Запад, чтобы жить или работать. «Поскольку, по мнению массового российского человека, нас там не ждут, то и с нашей стороны стремление небольшое», — комментирует Гражданкин.
Политолог Евгений Минченко считает, что будущее отношение россиян к США и ЕС напрямую зависит от того, отменят санкции или нет. При ужесточении санкций градус «антиамериканизма» в обществе сохранится, уверен политолог. «Просто санкции воспринимаются не как метод давления на Путина и его окружение, а как метод ограничения против всех русских», — поясняет эксперт.
Согласно опросу, с ноября 2005 года по ноябрь 2012-го большинство относилось негативно к Грузии, но затем ситуация изменилась. Сейчас положительно к этой стране относятся 48% российских граждан, отрицательно — 33%.
С конца 90-х россиян, которые относились к Украине позитивно, было, как правило, больше. Исключение — промежуток с 2008 по 2010 год, на который приходятся «газовые войны». «Ухудшение отношения происходило на фоне информационных сюжетов, где Украина обвинялась в воровстве газа», — вспоминает Гражданкин.
К Белоруссии россияне относятся наиболее стабильно: она нравится 85% опрошенных. Периодически настроения в обществе незначительно колеблются, что, по словам Гражданкина, как правило, зависит от торговых отношений и периодических демаршей со стороны президента Александра Лукашенко.
Мнение о Китае с 2014 года у россиян заметно улучшилось. Позитивно эту страну воспринимают 76%, и лишь 14% — негативно. Переориентация на Китай произошла в сознании наших граждан в прошлом году. Хотя, по словам Гражданкина, в целом положительное отношение к нему наблюдалось еще с начала нулевых. По словам Минченко, это связано с декларируемым разворотом российских властей в сторону Азии и усилением экономического взаимодействия. «Да и разговоры о том, что китайцы захватят Дальний Восток и Сибирь, не имеют объективных оснований», — добавляет политолог.
Ранее ВЦИОМ составил рейтинг главных «друзей» и «врагов» России, согласно которому самым большим другом нашей страны на мировой арене россияне считают Китайскую Народную Республику. За ней идут Белоруссия и Казахстан. В топ-3 «врагов» России вошли Америка, Украина и Германия. «Все это связано исключительно с пропагандой, — дал комментарий тогда «Газете.Ru» председатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. — Это полное отражение той пропаганды, которая льется людям на голову. А поскольку пропаганды стало больше, она стала более жесткой, более кондовой, мнение стало более определенным и полярным».
«Стоит помнить, что отношение к той или иной стране, как правило, отображает отношение к политике властей этой страны, а не к населению», — заключает Алексей Гражданкин.