Лидеры европейских стран во время встречи должны обменяться мнениями по поводу соблюдения минских договоренностей, именно от их выполнения зависит, будут ли сняты с России торговые санкции.
«Цель встречи — обсудить то, как обеспечить исполнение минских соглашений, — заявила канцлер Германии Ангела Меркель после встречи с президентом Украины Петром Порошенко в понедельник. — Как я и говорила, санкции и соблюдение договоренностей должны идти рука об руку. Официального решения на саммите не ожидается, только политическая дискуссия».
Портал EU Observer пишет, что европейские «ястребы», к которым можно отнести и Германию, хотят уже в марте «послать России сигнал о том, что минские договоренности нужно выполнять».
«У канцлера достаточно жесткая позиция. Она видит ситуацию на Украине в контексте европейской безопасности, поэтому ей удалось уговорить немецкий бизнес смириться с санкциями, и предприниматели с этим согласились, пусть и сжав зубы»,
— отмечает ведущий эксперт по России и странам Евразии влиятельного британского исследовательского центра Chatham House Джон Лаф.
Впрочем, среди стран ЕС есть несколько государств, которые активно выступают за снятие санкций. Издание Bloomberg отметило накануне, что к их числу относятся семь государств ЕС: Кипр, Греция, Венгрия, Испания, Словакия, Австрия и Италия. Правительства этих стран уверены, что расширение санкций спровоцирует эскалацию конфликта на Украине.
Неформальным лидером в этой группе является Италия, отмечает британский журнал Economist.
Во-первых, ей близка позиция России по Ближнему Востоку. В частности, в отношении Сирии, Италия поддерживает политику Москвы по урегулированию военного конфликта, из-за которого Европа была вынуждена принять сотни тысяч беженцев, оседающих в основном как раз на Апеннинском полуострове. Кроме того, Рим надеется, что Россия поможет остановить распространение террористической группировки ИГ (организация запрещена в России) в Ливии — основном поставщике нефти для Рима.
Во-вторых, санкции ударили по этой стране больнее, чем по другим. Объемы экспорта в Россию снизились с 10 млрд до 8,8 млрд евро. Проблема не столько в российском продуктовом эмбарго, сколько в том, что с ослаблением рубля падает спрос на итальянские товары, особенно класса люкс, где Италия является одним из лидеров.
Журнал также отмечает, что премьер Италии Маттео Ренци может искать союза с Владимиром Путиным из-за угрозы потерять власть. В его стране набирает популярность правая партия «Лига Севера» — евроскептики, выступающие резко против санкций.
Президент России уже несколько раз встречался с ее лидером Маттео Сальвини «в рамках своей политики по поддержке партий евроскептиков по всей Европе». В мае в Италии должны пройти региональные выборы, и, готовясь к ним, Ренци пытается ослабить влияние оппозиции.
Антисанкционная позиция Венгрии также не вызывает сомнений, учитывая февральский визит Владимира Путина в Будапешт и его результаты: премьер Виктор Орбан подтвердил свои намерения участвовать в газовом проекте «Турецкий поток», заявив, что для его страны «жизненно важно иметь газопровод, обеспечивающий поставки газа в Венгрию в обход Украины».
Министр обороны в новом греческом правительстве леворадикальной партии СИРИЗА Панос Камменос также ранее говорил о хороших отношениях с Россией, возможной отмене эмбарго для Греции и сотрудничестве по газопроводу. «Мы, греки, ощущаем себя в безопасности, когда вы рядом с нами, и вы чувствуете себя в безопасности в южной части Средиземноморья, потому что имеете (тут) друзей и союзников», — отметил он в интервью ТАСС, говоря о расширении военного сотрудничества с Россией.
Наконец, с Кипром в феврале Россия подписала девять документов о сотрудничестве, в том числе и военном. Одно из соглашений касалось захода российских военных судов в порты этого острова. Кроме того, Россия пересмотрела условия кредита, выданного Кипру в 2011 году, снизив процентную ставку 4,5 до 2,5% и продлив период погашения долга, пишет Reuters.
Однако, несмотря на определенное фрондирование, эти страны все равно будут придерживаться общеевропейской позиции в отношении санкций, уверен аналитик Chatham House Джон Лаф, который отмечает, что решения в ЕС и НАТО «принимаются на основе консенсуса».
«Никто не хочет быть нарушителем санкций»,
— говорит эксперт.
Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Российской академии наук Сергей Уткин также считает, что «слухи о расколе преувеличены»:
«Всегда есть разные позиции, для этого и собираются лидеры — чтобы найти фарватер, который устроит всех», — говорит эксперт.
Эксперт не ждет от встречи сенсаций: «Думаю, санкции не станут ни ослаблять, ни усиливать. Обратят внимание как на важность минских договоренностей, так и на вызывающие беспокойство инциденты, которые могут спровоцировать новое обострение. Больше времени, скорее всего, будет уделено тому, чтобы наполнить содержанием майский саммит «Восточного партнерства» — таким образом, чтобы руководству Грузии, Молдовы и Украины было бы проще говорить о зримых результатах сближения с ЕС», — говорит Уткин.
В свою очередь, по мнению Лафа, санкции могут ужесточиться в случае, если в Донбассе снова начнется военный конфликт или произойдет ситуация, аналогичная катастрофе малайзийского «Боинга».
Пока Россия не дает поводов к ужесточению санкций, хотя ее позиция двойственна, отмечает эксперт: «Российская сторона играет осторожно, хотя и проверяет Запад на прочность в отношении того, насколько он готов поддерживать Украину и политически, и финансово».
По его мнению, европейские страны зависят в этом вопросе и от позиции США, которые уже послали сигнал России, что санкции будут продолжаться, пока Крым будет в составе России, отмечает политолог Лаф.
При этом другой влиятельный американский эксперт на условиях анонимности сказал «Газете.Ru», что «шанс оставить Крым за Россией есть, но только при условии того, что Донбасс останется в составе Украины».