Главы МИДов по итогам встречи призвали усилить мандат Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также оснастить ее сотрудников дополнительным оборудованием и финансированием. «Мы призываем к расширению ее (ОБСЕ) мандата с дополнительным персоналом, оборудованием и финансированием», — говорится в заявлении министров по итогам встречи.
В задачу ОБСЕ входит обеспечение контроля над исполнением минских соглашений, в частности мониторинг отвода тяжелого вооружения от линии соприкосновения. За повышение роли ОБСЕ ранее активно высказывалась Россия, украинская сторона, в свою очередь, неоднократно обвиняла представителей миссии в ангажированности. Киевские власти хотели бы, чтобы в зону конфликта были введены миротворцы под эгидой ООН. Эту возможность обсуждал в ходе встречи с генсеком ООН Пан Ги Муном глава МИД Украины Павел Климкин в понедельник, на встрече в Париже также поднимался этот вопрос. Впрочем, шансы на реализацию этого предложения небольшие.
Для того чтобы ввести миротворцев в зону конфликта, необходимо согласие всех членов Совета Безопасности ООН. Согласие должны дать также все стороны конфликта, включая и Киев, и ополченцев. Точно так же Россия не может отправить миротворцев на Украину самостоятельно и может действовать лишь в составе региональной организации, например ОДКБ. Против этого выступает Украина, где Россию считают стороной конфликта.
Для украинской стороны самым предпочтительным вариантом является направление в зону конфликта миротворцев из стран ЕС, которые бы действовали под мандатом ООН.
Как отмечает аналитик Института Брукингса, бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, отправка миротворцев «может стабилизировать режим прекращения огня».
Отправку миротворцев в зону конфликта поддерживает страна — председатель ЕС Латвия. Об этом глава МИДа этой страны Лаймдота Страуюма заявила в понедельник по итогам встречи с Порошенко. При таком раскладе среди миротворцев представителей России не будет, так как она не является членом ЕС.
Похожий формат использовался, например, когда «голубые каски» ЕС обеспечивали контроль над соблюдением перемирия в Центрально-Африканской Республике (ЦАР) в январе 2014 года. Для направления миссии ЕС в ЦАР была принята резолюция Совбеза ООН. В страну были направлены 1000 военных, 1800 полицейских, а также военнослужащие Франции, которая, как бывшая метрополия ЦАР, должна была оказывать содействие миротворцам.
Миротворцы ЕС также участвовали и в обеспечении мирного урегулирования в Боснии под мандатом ООН после подписания Дейтонских соглашений в 1995 году. Хотя ранее Россия поддерживала миротворческую миссию ЕС в Боснии, в ноябре прошлого года на фоне конфликта на Украине она впервые воздержалась от голосования. По мнению секретаря Совета по внешней и оборонной политике Федора Лукьянова,
в «чистом виде» отправить на Украину миротворцев ЕС будет невозможно, так как на это не согласятся ни Россия, ни непризнанные республики.
В минских соглашениях о миротворцах также нет ни слова. В МИДе считают, что достаточно миссии ОБСЕ, а глава самопровозглашенной ДНР Александр Захарченко и вовсе называет возможное введение «голубых касок» «капитуляцией». Лукьянов полагает, что если такое решение и будет принято, то, скорее всего, это будут миротворцы ООН из наиболее далеких от конфликта на Украине стран, таких как Индия и Бангладеш: у них большой опыт участия в миротворческих миссиях.
Еще одним возможным форматом проведения миротворческой миссии является «гибридный вариант», похожий на тот, что использовался для поддержания мира в Южной Осетии, говорит Лукьянов.
Силы, которые должны были обеспечивать перемирие в районе грузино-южноосетинского конфликта в 1994 году, состояли из трех батальонов грузинских, российских и южноосетинских сил, а действовали эти силы под мандатом СНГ.
Вне зависимости от того, какими будут миротворцы на Украине, главным вопросом остается не их присутствие в разделительной зоне между мятежным востоком и Украиной, а контроль над участком границы, через который, как считают в Киеве и на Западе, ополченцам поставляют оружие из России. В соответствии с минскими соглашениями, Украина получит возможность контроля над этим участком, после того как восточная часть страны обретет возможность реального самоуправления, а Киев внесет изменения в конституцию, где будут прописаны эти гарантии.
По мнению ведущего аналитика Фонда Джорджа Маршалла в Брюсселе Майкла Барановски, отправка миротворцев «может быть хорошим решением», но для этого «нужна четкая и имеющая законную силу демаркационная линия, которую могут взять под контроль миротворцы».
Источник, знакомый с ситуацией, отмечает, что в случае, если миротворцы будут введены в зону конфликта, это косвенно повлияет и на ситуацию вокруг границы. Но по его словам, миротворцы поедут в зону конфликта, только если боевые действия полностью прекратятся: «Подставлять людей под пули дураков нет».