Семейная история клана Назарбаевых — едва ли не ключевая для понимания политической ситуации в современном Казахстане. Более двадцати лет, еще с советских времен, Рахат Алиев был женат на дочери президента страны Нурсултана Назарбаева. Та довольно успешно делала политическую карьеру на рубеже веков: сначала возглавляла крупнейший в стране медиахолдинг «Хабар», в начале нулевых стала председателем политической партии «Асар».
В этот период Назарбаев делал ставку на классическую двухпартийную систему. Правда, это была «суверенная демократия с казахской спецификой»: дочь противостояла отцу и его партии «Отан». Несмотря на то что сомнений в лояльности лично к Назарбаеву быть не могло, противодействие его партии со стороны Дариги и ее соратников было вполне серьезным.
Ее муж работал в дальнем зарубежье — чрезвычайным и полномочным послом страны в Австрии, а также представлял интересы Казахстана в Словении, Хорватии, Сербии и Черногории. Казахстанские эксперты считали зарубежную командировку супруга одним из способов умерить амбиции Дариги, чтобы круг ее собственных сторонников не усиливался чрезмерно. Тем более что до этого он занимал высокие посты первого зама руководителя Комитета нацбезопасности страны и руководителя личной охраны президента.
К 2006 году карьера дочери Назарбаева пошла на спад: ее партию вынудили слиться с президентской, ей оставили пост заместителя председателя, а позже вместе с несколькими ближайшими соратниками и вовсе исключили из объединенной политической силы. Это произошло на фоне разгоравшегося скандала с Алиевым, которого следственные органы республики обвинили в похищении руководителей одного из крупнейших банков страны — Нурбанка — с целью вымогательства. По версии следствия, Алиев вместе со своим подельником двое суток пытал топ-менеджеров, двое из троих жертв исчезли.
В мае 2007 года Назарбаев специальным указом сместил Алиева со всех постов, позже он был лишен наград и высоких званий. В тот же день Алиев заявил о переходе в оппозицию и намерении бороться за президентский пост. Задержать находившегося в Вене зятя президента казахским правоохранителям не удалось.
Несколько недель спустя стало известно о разводе Дариги Назарбаевой с Рахатом Алиевым, хотя первоначально появлялась информация, что она якобы поддерживает мужа.
«Слухов действительно много, — заявила тогда дочь президента. — Могу подтвердить только один — о разводе. Это тяжелое испытание для моей семьи. Добавлю лишь, что с моей стороны это был выстраданный и осознанный выбор». Несколько лет спустя на вопрос казахских журналистов, встречается ли она с бывшим мужем, Дарига ответила отрицательно.
Сам Алиев утверждал, что узнал о разводе по факсу с соответствующим уведомлением. Все это породило толки, что решение о разводе было принято по настоянию Назарбаева. К слову, несколько родственников Алиева во властных структурах вскоре после его опалы поспешили подать в отставку.
В роли политического изгнанника бывший посол пребывал до июня прошлого года, когда был арестован австрийскими правоохранительными органами, при этом в суд Вены он явился добровольно. Как утверждала Генпрокуратура Казахстана, основанием для этого стали материалы расследования пропажи бывших сотрудников Нурбанка. В самом Казахстане он еще в 2008 году был заочно осужден на 20 лет лишения свободы.
К тому времени Дарига Назарбаева вышла из тени и, возможно, опалы и вернулась в большую политику. В апреле прошлого года она была единогласно избрана вице-спикером мажилиса (нижней палаты парламента) и получила пост руководителя президентской фракции «Нур Отан». Это заставило вновь заговорить о том, что дочь президента может претендовать если не на роль его преемника, то хотя бы на участие в разделе отцовского политического наследства.
Гибель Алиева произошла буквально через несколько дней после объявления о том, что выборы президента Казахстана пройдут досрочно уже в этом году. Алиев, очевидно, не мог бы принять участия в гонке, однако определенный риск для властей он представлял.
Стоит отметить, что изданная им в 2009 году книга «Крестный тесть», в которой содержится обширный компромат на президента Казахстана и его окружение, запрещена к изданию в Казахстане, за ее распространение и незаконный ввоз в страну предусмотрена уголовная ответственность.
Адвокат погибшего уже усомнился в версии о самоубийстве. «Мы надеемся, что эта смерть будет подробно расследована и ее причина точно установлена», — сказал австрийской газете Kurier адвокат Манфред Айнедтер.
Несколько недель назад содержавшийся в центральной венской тюрьме в районе Йозефштадт Алиев был переведен из трехместной камеры в одиночную из-за угроз его жизни. Руководство тюрьмы относило его к «зеленой» категории заключенных, не представлявших опасности для себя и других. Алиева оставляли в камере одного, за ним не велось видеонаблюдение в душе и туалете.
В то же время провластные казахские эксперты уже отмечают, что смерть Алиева может быть использована для дискредитации Назарбаева, а для него самого он никакой реальной опасности давно не представляет.