В исследовании аналитического центра Пентагона, на которое ссылается USA Today, прямо говорится, что доказать свою гипотезу насчет наличия у Владимира Путина синдрома Аспергера невозможно, так как у авторов не было возможности провести российскому президенту томографию мозга. При обосновании диагноза они ссылаются на работы специалистов по аутизму. В четверг эта тема стала одной из главных на американском телевидении и спровоцировала активное обсуждение в социальных сетях и блогах.
Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков на просьбу «Газеты.Ru» прокомментировать сообщения американских СМИ, ответил, что «это глупость, не заслуживающая комментария».
Поставить подобный диагноз дистанционно невозможно, заявил «Газете.Ru» врач-психиатр Павел Бесчастнов. «Наблюдая дистанционно, а не в прямом общении за человеком ты видишь какую-то одну сферу его поведения. Любой опытный врач ставить диагноз не стал бы, потому что он бы понимал, что все это спекуляции, потому что, как живет человек, как реагирует вне телекамер, ты не знаешь. Это, конечно, вброс. Ставить диагноз удаленно, даже несмотря на какое-то медийное присутствие, абсолютно некорректно», — утверждает Бесчастнов.
Психиатр Бесчатнов пояснил, что синдром Аспергера является разновидностью аутистических расстройств. По его словам, лучше всего в кино образ с подобным синдромом представлен в сериале «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли.
«Люди с этим синдромом отличаются очень низким эмоциональным интеллектом, то есть, в общих чертах, низкой эмоциональностью и социальностью. Обычные и совершенно естественные для нас правила, на которые мы даже не обращаем внимания, – ритуалы, взаимодействия, вежливость, эмоциональное влечение – все это у них очень плохо работает. У аутистов это выражено в более грубой форме и сопровождается совсем тяжелыми последствиями и утратой возможности как-то адаптивно существовать. Аспергеры же более высоко функциональны, и чисто на рассуждениях, на логике они частично вытаскивают тот недостаток эмоционального чувства и социальных умений. Но в повседневной жизни это такие странноватые люди, которые даже могут добиваться значительных профессиональных успехов в сферах, предполагающих абстрактно-интеллектуальную деятельность: в IT-индустрии, точных науках, например. Образ «не от мира сего» — такого странного профессора, который разбирается в своих научных изысканиях, но в повседневной жизни абсолютно не устроен: он не понимает, как с этими обезьянками прямоходящими взаимодействовать. Лучше всего в кино образ представлен в сериале «Шерлок» с Камбербэтчем», — говорит Бесчастнов.
По его словам, «у таких людей действительно снижена эмпатия (способность сопереживать), и представления о морали и нравственности, которые мы интуитивно воспринимаем, для них некая умозрительная конструкция, которой надо следовать просто потому, что иначе тебе по шее дадут. Но при этом не надо путать асоциальных и антисоциальных людей».
«Думаю, много будет таких утечек и не стоит к ним относиться особо серьезно, – говорит политолог Алексей Макаркин. —
Это часть противостояния между Россией и США, которое резко усиливается. Американский политический класс все более активно обсуждает возможность поставок оружия Украине, но для этого нужны какие-то дополнительные аргументы».
По словам эксперта, с помощью такого рода «утечек» американскому обществу транслируют идею — «у российского президента такая проблема, поэтому с ним невозможно или по крайней мере сложно договариваться, и это связано не с геополитикой, а с психологией». В пятницу в Москве должны пройти переговоры Владимира Путина с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель о судьбе Донбасса.
Тот факт, что версию о наличии подобного заболевания предали гласности, по словам Макаркина, говорит о резком ухудшении в российско-американских отношениях: «На фоне рассмотрения вопроса о предоставлении Украине оружия, наверное, нужны какие-то дополнительные аргументы, чтобы образ российского президента стал еще одиознее».
Подобного рода инструменты, по словам Макаркина, используются не впервые: «Были утечки по состоянию здоровья Саддама Хуссейна и Муаммара Каддафи. Выстраивается не очень приятная параллель: в Америке наш президент становится все больше демонизированной фигурой».
«Здоровье политических лидеров всегда было тщательно охраняемой тайной. Чем менее демократичен лидер и чем больше от его личности зависит, тем внимательнее за этим следят его оппоненты», — говорит вице-президент центра политических технологий Борис Макаренко.
Во времена «холодной войны» ходили слухи, что, когда советский генсек выезжал за границу, спецслужбы забирали воду из канализации в том стояке, который был связан с его туалетом. Это делалось, чтобы по химическим веществам, растворенным в воде, не смогли сказать, какие лекарства он принимал.
«Здоровье лидеров всегда интересовало разведку как важный компонент для оценки политики страны, – говорит бывший разведчик Юрий Кобаладзе. — Если вы обратитесь к истории «холодной войны», то оно было предметом пристального изучения, потому что прямо влияло на политику. Неслучайно сами американские президенты регулярно проходят медицинские тестирования и всей нации объявляют, что президент здоров».
По словам Бориса Макаренко, обсуждение состояния здоровья первых лидеров является частью политической культуры западных стран. «Там президент имеет право на privacy, если это не касается его способности руководить страной». Например, в последние годы своего президентства Вудро Вильсон был тяжело болен, из-за чего у оппонентов сложилось твердое ощущение, что страной руководит его супруга. Это нанесло серьезный удар по Демократической партии: во многом из-за этой истории она на 12 лет уступила Белый дом республиканцам.
Открытое обсуждение здоровья первого лица имело место и в недавней российской истории. В 1996 году активно обсуждали состояние президента Бориса Ельцина.
«Тогда этим интересовались и в России, и за рубежом больше, чем какими-то содержательными аспектами его политики, но там шла речь об угрозе жизни, причем очень серьезной», — вспоминает Макаренко.
«Ходила масса слухов, – добавляет Алексей Макаркин. — С одной стороны, была кампания, которую вела оппозиция. Обсуждение здоровья Ельцина в негативном плане вбрасывалось коммунистами, которые говорили, что он недееспособен. С другой стороны, была кампания президентской команды, которой, наоборот, нужно было скрыть реальное состояние вещей». В историю вошла знаменитая фраза пресс-секретаря Ельцина Сергея Ястржембского: «Президент работает с документами, а его рукопожатие — крепкое».
Тема здоровья также стала важной в связи с подготовкой к выборам 2000 года и обсуждением возможных преемников. Примечательны публичные атаки, которые журналист Сергей Доренко обрушивал на Евгения Примакова, в частности телеведущий в подробностях муссировал тяжелое заболевание тазобедренных суставов политика и рассказывал о якобы предстоящей операции в Швейцарии; Примаков тогда был представлен в его передачах немощным старцем.