Американские власти заявили поздно вечером в понедельник, что Евгений Буряков предстанет перед судом. Помимо него под подозрением в работе на разведку оказались еще двое россиян — Игорь Спорышев из торгпредства РФ и Виктор Поддубный, работавший в российском представительстве в ООН, — однако они успели покинуть территорию США.
Федеральный суд предъявит Бурякову обвинения 9 февраля, ему грозит до десяти лет заключения. Российские власти пока не комментируют случившееся. Сам Буряков свою вину отрицает.
Как заявил вечером в понедельник прокурор Манхэттена Приит Бхарара, арест Бурякова демонстрирует, что «российские шпионы продолжают орудовать» среди американцев «под покровом секретности».
Согласно материалам следствия, Буряков, проходящий под кличкой Женя, трудился в офисе одного из российских банков в Нью-Йорке, а на деле являлся кадровым сотрудником Службы внешней разведки России. Внешэкономбанк (ВЭБ) уже признал, что Буряков действительно работает заместителем представителя банка в США, уточнив, что «информацией о деталях произошедшего не располагает».
Бурякову предъявлено сразу несколько обвинений, среди которых незаконная попытка заниматься лоббизмом в пользу иностранного государства без регистрации в конгрессе. Речь идет о пресловутом Акте о регистрации иностранных агентов (FARA), на который ссылались российские законодатели, принимая закон об НКО — иностранных агентах, хотя на самом деле принципиально изменили его.
Кроме того, Бурякова обвиняют в попытке завербовать американских граждан. В документе упоминаются две женщины, одна из которых работала в финансовой компании в Нью-Йорке.
По версии следствия, Буряков и его подельник Игорь Спорышев из торгпредства РФ встречались несколько раз с марта 2012 по сентябрь 2014 года для обмена полученной разведывательной информацией. Документы они называли «билетами», хотя ни кино, ни театров, ни спортивных мероприятий не посещали.
Одно из дел, которое курировал Буряков, заключалось в попытках помочь компании из неназванной третьей страны создать предприятие в России по производству самолетов. Сделке препятствовали тамошние профсоюзы, опасавшиеся потери рабочих мест собственными гражданами, и в задачу Бурякова входило добиться их согласия.
Стоит отметить, что ранее Владимир Путин заявлял, что защита экономических интересов российских компаний «входит в задачи разведки».
Буряков, как утверждается в обвинительном заключении, также встречался в городе Атлантик-Сити с бизнесменом, который планировал открыть казино в России.
Тот рассказал, что имеет контакты в правительственных кругах и может передать ему внутренние документы о высокопоставленных россиянах, против которых США ввели санкции. Он отдал ему и закрытые данные о российских банках, находящихся под санкциями, однако на этом документе не содержалось грифа «Секретно».
Как отмечает Huffington Post со ссылкой на американские власти, Спорышев и Буряков, в частности, использовали в своих целях российских журналистов, которых просили задавать нужные вопросы во время интервью с сотрудниками Нью-Йоркской товарной биржи.
Из разговоров агентов, записанных сотрудниками ФБР, следует, что оба были недовольны тем, что работа по сбору информации в США мало напоминала настоящую шпионскую романтику.
«Я думал, что поеду за границу под чужим паспортом», — говорил Спорышев, очевидно, мечтавший о карьере разведчика-нелегала.
Зато выглядел Спорышев как настоящий мачо и даже «походкой напоминал Шварценеггера», вспоминают в разговоре с «Газетой.Ru» знавшие его российские дипломаты. Он также поощрял интерес старшего сына к военным играм: 9-летний мальчик учился хорошо, но рос достаточно агрессивным. Одна из родительниц вспоминает, что Спорышев-младший, обозлившись на одноклассников, угрожал «сделать бомбу и взорвать школу».
Если «до Крыма» супруги Спорышевы приятельствовали с украинскими дипломатами, то после перестали звать их в гости. Знакомые утверждают, что именно после этого они стали проявлять достаточно «агрессивный патриотизм».
Расследование этого дела ФБР начало в 2010 году вскоре после разоблачения нескольких россиян, которые также работали на разведку. Среди них знаменитая Анна Чапман. Шпионы были арестованы в США, одного из них пытались задержать на Кипре, но ему удалось сбежать. Впоследствии разоблаченные агенты были обменяны на россиян, работавших на американскую разведку. Арестованные тогда разведчики пали жертвой двойного агента — сотрудника СВР Виктора Потеева, работавшего на ЦРУ. Чапман и ее коллегам также было предъявлено обвинение в попытке нарушения закона об иностранных агентах.
Интересно, что, согласно прослушкам ФБР, Спорышев и Буряков обсуждали деятельность разоблаченных ранее агентов: «Они ничего не делали, может, у них и было такое задание — ничего не делать... Они были в США в «спящем» состоянии». «Спящими» называют агентов, которые порой годами живут своей жизнью в стране пребывания, но разведка, на которую они работают, может прибегнуть к их услугам в любой момент.