Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Невозможность ответить на карикатуру вызывает ярость»

Автор книги про политическую карикатуру рассказывает о причинах ее влияния

В среду тиражом в 3 млн экземпляров вышел первый после трагедии номер французского сатирического журнала Charlie Hebdo с изображением пророка Мухаммеда на обложке. О том, почему политическая карикатура снова становится оружием, «Газете.Ru» рассказал Виктор Наваски, американский публицист, бывший главный редактор журнала Nation и автор книги «Противоречивое искусство: Политическая карикатура и ее бессмертная мощь».

— В книге вы анализируете ситуацию с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда, опубликованные в 2005 году в датской газете Jyllands-Posten. Как вы сегодня смотрите на трагическую ситуацию с публикацией карикатур в Charlie Hebdo?

— Я думаю, что у этой трагедии были и другие причины, не только карикатуры, но, конечно, не случайно инцидент произошел именно в журнале, где были опубликованы карикатуры.

Есть немало исторических примеров, когда карикатуры пытались подвергать цензуре, а художников-карикатуристов — преследовать и уничтожить.

Например, король Луи Филипп посадил известного французского карикатуриста Оноре Домье. В 1980-е годы известный арабский карикатурист (Наджи Салим аль-Али) был застрелен неизвестным на улице Лондона. До сих пор неизвестно, кто это сделал, но существует две версии на этот счет: либо это были палестинцы, которым не понравилось, как он рисовал Ясира Арафата, либо же это могли сделать сотрудники Моссада, которым не нравились карикатуры, изображавшие жестокость израильских военных в отношении палестинцев. Так что в попытках запретить карикатуры нет ничего нового.

— Вы подробно рассказываете в книге о карикатурном скандале в Дании, но сами рисунки не напечатали. Почему?

<2>— Этого не захотел мой издатель, о чем я упоминаю в книге. А кроме того, мне не хотелось без надобности обижать какую-то часть населения.

Если бы я до сих пор руководил Nation, я бы, конечно, не напечатал никаких антисемитских карикатур. Также я никогда не стал бы печатать карикатур расистского характера, на которых, например, лидеров афроамериканского движения изображали с неестественно толстыми губами.

Это не значит, что журналисты Charlie Hebdo были не правы, когда их напечатали. Когда я был редактором, я отказывался печатать статьи и рисунки антисемитского характера, но я считаю, что закон должен гарантировать права журналистов, художников и карикатуристов печатать то, что они считают правильным.

— Может быть, не стоило печать карикатуры, зная, что люди могут пострадать?
— Вы никогда не можете предугадать, что может случиться после печати чего-либо. По моему мнению, нельзя запретить людям писать или изображать, а также критиковать, используя любые художественные формы. В то же время есть некоторые рисунки, которые сознательно сделаны так, чтобы кого-то задеть. И дело каждого человека — в соответствии со своими культурными представлениями и традициями решать, что надо и чего не следует публиковать.

Решение не печатать может быть принято по самым разным причинам: издатель считает, что вы можете подвергнуть невинных людей риску, либо вы сами задает себе вопрос: кто я такой, чтобы настаивать на публикации карикатур и подвергать безвинных людей риску?

Однако должно оставаться право их публиковать, право на принятие такого решения, неважно, примете вы его или нет.

— Продолжая печатать такие материалы, журналисты понимают, что насилие может продолжиться, но все равно идут на этот шаг.

— Я приветствую такое решение и выражаю чувство солидарности (с журналистами Charlie Hebdo): это неправильно — чувствовать себя запуганными, в то время как миллионы людей и лидеры иностранных государств оказали им свою поддержку. Я горячо приветствую тех, кто протестовал против террористического акта визуальным образом, печатая статьи и комментарии или перепечатывая карикатуры из журнала, но я также уважаю тех, кто этого не делал. Последние, возможно, посчитали, что это может задеть кого-то или подвергнуть риску чью-то жизнь.

— Почему сегодня, хотя мы живем в цифровом мире, карикатура по-прежнему может оказывать такое влияние на умы?

— У этого две причины.

Во-первых, карикатура всегда выглядит вызывающе: она преувеличивает, она привирает, а это выглядит несправедливым.

Во-вторых, если вам не нравится статья, которую про вас написали, вы можете написать письмо в редакцию. Невозможность ответить на карикатуру вызывает ярость и бессилие. В отличие от печатного слова картинка доступна всем, и это является формой публичного унижения. Благодаря интернету вы видите те же карикатуры, что и тысячи других людей. В то же время есть и те, кто считает, что карикатуры — это вымирающий жанр.

— Должны ли быть какие-то предметы и явления, которые рисовать не стоит? Скажем, холокост?

— Я считаю себя абсолютистом в том, что касается принципов свободы слова: я против того, чтобы власти проводили заградительные линии, и считаю, что редактор должен самостоятельно решать, публиковать или нет.

В капиталистической системе покупатели могут либо платить за это, либо не платить. Живя в условиях демократии, люди могут бойкотировать то или иное издание, а рекламодатели — перестать давать туда рекламу и других убедить не делать этого.

— Какая карикатура произвела на вас самое сильное впечатление?

— Мне нравились работы ныне покойного карикатуриста Дэвида Левина, рисовавшего для журнала New York Review of Books. Однажды он дал нам для публикации в журнал Nation карикатуру с изображением Генри Киссинджера (госсекретарь США во время президентства Ричарда Никсона. — «Газета.Ru»), и несколько человек из редакции пришли ко мне с письмом, где содержалась убедительная просьба не печатать ее.

Карикатура изображала Киссинджера, который занимался любовью с женщиной с головой в виде земного шара. Она называлась «Трахая весь мир».

Мы напечатали эту карикатуру, и она стала широко известной. Мы сделали это, несмотря на возражения моих сотрудников. Мне понравился этот рисунок: он отражал взгляды Левина, который считал Киссинджера воплощением зла в мировой политике.

Новости и материалы
Хуситы заявили о нанесении ударов по авианосной группе США
Футбольному долголетию Дзюбы нашли объяснение
Путин запустил обходной маршрут на трассе М-12 в Башкирии
Депутат Рады раскрыл «рецепт» остановки конфликта на Украине за 24 часа
Экс-игрок сборной России назвал главное событие 2024 года в российском футболе
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Венгрию возобновились поставки нефти по «Дружбе»
В ИК-19, где происходил захват заложников, сменилось руководство
Напавший на бывшую возлюбленную в Сочи выколол ей глаз ключом от машины
Министр транспорта России рассказал об итогах пассажиропотока авиакомпаний в 2024 году
Все новости