Подведя в среду итоги международного военного сотрудничества, заместитель министра обороны Анатолий Антонов заявил, что отказаться от внеблокового статуса Украину подтолкнули страны НАТО, желающие превратить ее в «передовой рубеж» борьбы с Россией. По словам военного, если Украина будет принята в НАТО, Россия может полностью разорвать отношения с альянсом, который «проводит антироссийскую политику», в частности наращивает свои силы вблизи границ с Россией.
Впрочем, это не вопрос ближайших дней. «Нет сегодня в законах четкой позиции, что нужно подавать заявку о вступлении в НАТО уже завтра, — заявил в среду, 24 декабря, замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый, — вступление Украины в НАТО — не вопрос завтрашнего дня». По его словам, главная цель — провести реформы, чтобы достигнуть стандартов НАТО, а потом уже «будет политическое решение о присоединении».
Стоит отметить, что, говоря об Украине, опытный дипломат Антонов, большую часть своей карьеры проработавший в МИДе, ни разу не упомянул названия самопровозглашенных республик, называл эти территории «областями».
Это вполне укладывалось в общую внешнеполитическую линию Москвы, которая не исключает возможности того, что восток Украины останется в составе единого государства.
По словам Антонова, если сотрудничество с НАТО прекратится, ничего страшного не произойдет: российские вооруженные силы готовы обеспечивать региональную безопасность в сотрудничестве с Объединенными силами коллективной безопасности (ОДКБ).
Правда, эта организация, куда наряду с Россией входят Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан, пока еще далека от совершенства. Несмотря на регулярные встречи, союз все это время носил скорее виртуальный характер.
Впрочем, постепенно ОДКБ принимает реальные черты. Во вторник на саммите ОДКБ было принято решение создать в альянсе Коллективные авиационные силы.
Интенсивность контактов с Вьетнамом, Малайзией, Мьянмой и Китаем говорит о начале разворота в сторону Азии. Министерство обороны активно выстраивает отношения с государствами Юго-Восточной Азии и, по словам Антонова, «использует эти площадки для продвижения идей по созданию новой архитектуры глобальной безопасности». «И к нашим советам прислушиваются», — заявил Антонов.
Поиск новой архитектуры глобальной безопасности — новая идея президента России Владимира Путина. Во время выступления на Валдайском форуме он раскритиковал США, которые, по его словам, провозгласили себя победителями в «холодной войне» и решили, что это дает им право определять, каким должен быть мир.
Хотя о каком-то военном союзе с Китаем в противовес США речи не идет, Антонов отметил, что в Пекине, так же как и в Москве, знают о «пагубной политике» по созданию ПРО в Европе, и это также дает обеим странам возможности для сотрудничества.
Эксперт центра Risk Insurance Managenment в Дубае Теодор Карасик напоминает, что собственный разворот в Азию еще в первый срок своего президентства провозгласил и Барак Обама, поэтому российские действия можно считать ответом американцам: «Россия сближается с Китаем и другими игроками, в то время как интересы США направлены на Южную Корею, Филиппины, Японию и Австралию».
При этом яйца в одну азиатскую корзину Москва складывать не намерена: среди приоритетов также укрепление сотрудничества между Россией и странами Латинской Америки. Заместитель министра сообщил, что в будущем году Латинскую Америку может посетить министр обороны Сергей Шойгу.
Шойгу уже был в прошлом году в Перу и Бразилии – в странах, с которыми активно развивается военное сотрудничество. В 2015-м министр может посетить и другие страны региона. Эксперты не исключают, что это могут быть Никарагуа, Венесуэла и Куба. С последним государством будет сложнее, в связи с тем что активную политику сближения с этим государством начала администрация Барака Обамы.
В конце пресс-конференции, вспомнив о Кубе, Антонов поведал журналистам, что согласно обычаю, о котором ему поведали кубинские коллеги, предновогодние часы бьют не 12 ударов, а 11 и в оставшиеся секунды можно остаться наедине со своими мыслями. Если допустить, что дипломаты, тем более военные, никогда ничего не говорят просто так, можно предположить, что у всех политических игроков еще есть время подумать.