Перед началом конференции, которая проходила в пятизвездочной гостинице «Интерконтиненталь» на Тверской, участники пили кофе и мрачно шутили о курсе валют. Открыл мероприятие Михаил Касьянов. С трибуны на фоне баннера с российским триколором и флагом ЕС он заявил, что впервые либералы проводят конференцию в период кризиса отношений России с Европой.
«Еще десять лет назад было сложно представить, что такой уровень отношений и политика российского руководства вообще возможны», — сказал бывший премьер. По его словам, тогда Россия и ЕС налаживали тесные экономические и правовые связи.
«Поздравляю с днем Конституции, но без улыбки на устах, потому что российское руководство не исполняет статьи Конституции. У нас нет прав человека, свободной прессы, независимых судов и местного самоуправления», — перечислял Касьянов.
Главной темой конференции стало внешнее давление на Россию, обсуждение сценариев прихода оппозиции к власти в стране и «закручивание гаек» во внутренней политике.
Европа Крым не простит
Бывший премьер Бельгии и глава фракции «Альянса либералов и демократов за Европу» в Европарламенте Ги Верхофстадт заявил, что не россияне «аннексировали Крым и вторглись на Украину, <...> а Кремль нарушил международные законы и нарушил постсоветские договоренности».
Он предложил ЕС упростить визовый режим для простых россиян и выразил надежду, что ПАРНАС будет иметь достаточно сил для демократической трансформации России, а европейский выбор станет выбором большинства россиян.
Генсек Свободной демократической партии Германии Никола Беер вспомнила о недавней годовщине падения Берлинской стены и окончания «холодной войны» и выразила сожаление, что на Украине идет уже «даже не холодная, а горячая война».
Она заявила, что, посылая войска в Крым и присоединяя полуостров, дестабилизируя при этом восток Украины, Россия нарушила международные договоренности. Как и остальные спикеры, Беер предложила России не вести агрессивную политику, а развивать рыночные и демократические реформы.
Беер выразила общее мнение европейцев, что ЕС не признает присоединение Крыма, и предложила России вывести из Украины войска. Кроме того она пообещала, что Европа будет совершенствовать свою оборону. При всем этом ЕС считает важным продолжать диалог с Москвой. Беер подчеркнула, что у России с Германией все так же много общих точек: борьба с терроризмом, стабилизация ситуации на Ближнем Востоке, Афганистан. Но закончила тем, что Европа будет защищать восточноевропейские страны от «агрессии Путина».
Ведущий, журналист Константин Эггерт поинтересовался, сильны ли в Германии настроения типа «да отдайте этим русским Крым — нам нужен газ». Беер ответила, что если Запад уступит, то под ударом окажутся и другие страны кроме Украины, а Европа не хочет войны, хотя и готова защищать союзников от военной агрессии.
Представители ЕС ответили, что действия России против Грузии были четким сигналом, «в какие бурные воды мы можем войти», и в политический лексикон входит слово «сдерживание», когда страны не уверены, что остановить Россию можно одними только санкциями.
Модератор конференции Константин Эггерт поинтересовался у Касьянова, не боится ли он, что за либералами закрепляется репутация «предателей», которые готовы отдать Крым. На это Касьянов уверил, что имперские амбиции захлестнули не всех россиян, а только власть, и на протестные марши в Москве с флагами Украины приходили десятки тысяч демонстрантов, так что для либералов не все потеряно.
По мнению Касьянова, санкции Запада направлены не против страны и народа, а лишь против сырьевых корпораций — «инструментов в руках Путина». Он выразил удовлетворение тем, что Европа «не допускает, чтобы агрессор вел себя так не только внутри страны, но и за рубежом», и попросил европейцев не снимать санкции, поскольку Европа все равно «не договорится с режимом Путина».
Власть упускает шансы на реформы
Научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин рассказал, что на фоне мирового перехода от индустриальной к инновационной экономике российская бюрократия победила бизнес. «Сейчас российское руководство в трудном положении. Методы, которое оно применяло и считало наиболее подходящими, исключали проведение реформ <...> Отношения между Россией и Европой стали портиться, когда стал портиться политический режим. Права и свободы стали отходить на задний план или вообще уходить».
Общий смысл выступления Ясина свелся к тому, что российская власть упустила шанс либеральных реформ, в экономике начинается стагнация, при этом на выгодное сотрудничество с Китаем можно не надеяться.
«Каждый раз нас бросает из стороны в сторону, имперская гордость и амбиции не дают вспомнить о простых людях, — рассуждал Ясин. — Я глубоко убежден, только вместе с Европой, развитием рыночной экономики и демократией Россия имеет будущее».
Ведущий научный исследователь Института Брукингс Лилия Швецова акцентировала внимание на кризисе: этот период хотя и болезненный, но может привести к нужным реформам. Однако, по ее словам, «российская власть пытается себя воспроизвести и продлить агонию за счет конфронтации с Западом».
По ее словам, концепция противостояния с Западом была создана Москвой уже в 2012–2013 годах после серии протестных митингов, «кувалда лежала наготове». Швецова считает, что российской лексикон отстает от времени, теперь слово «партнерство» (с Европой) уже не имеет значения, и Москве не надо надеяться на восстановление отношений с ЕС при текущем политическом режиме. Под конец она предложила бороться с «мощным пророссийским лобби в Европарламенте».
Касьянов поведал, что в ближайшем будущем вместе с товарищами по либеральному лагерю может объявить состав теневого правительства для проведения срочных реформ.
Больше санкций
Когда с места начали задавать вопросы, один из участников конференции предложил европейцам ужесточить санкции и покритиковал либералов за то, что они не особо протестовали против кремлевской «агрессии в Грузии». В целом же реплики из зала сводились к просьбам в адрес европейцев усилить санкции и помочь российским либералам в борьбе за «умы России».
Европейцы пообещали оказать как минимум моральную и информационную поддержку, и заверили, что российских единомышленников в беде не оставят.
Опальный бывший профессор МГИМО Андрей Зубов в кулуарах рассказал «Газете.Ru», что массовые настроения россиян скоро поменяются и они «поймут, кто есть ху, как сказал Горбачев». «Поэтому ярлык «пятая колонна» и «национал-предатель» я ношу с гордостью как датский король желтую звезду», — сказал профессор, отметив, что не боится использовать проевропейскую риторику и настаивать на санкциях против России.
Во второй части конференции темы были во многом схожи: война против гражданского общества, цензура в СМИ, ущемление гражданских прав и свобод, политзаключенные, сценарии прихода оппозиции к власти в стране и уход России из международного правового поля.
Заключил выступления бывший член СПЧ Юрий Джибладзе, рассказавший о все большей изоляции и отчуждении России и в очередной раз порекомендовавший европейцам прекратить попытки договориться с Владимиром Путиным и говорить с гражданским обществом, а также начать антикоррупционные расследования против окружения президента.
Под конец конференции с места один из посетителей возмутился, почему Европа с санкциями разделяет плохое правительство и хороших граждан. «Мы должны получить все сполна!» — мученически предложил он. С трибуны ему пообещали, что падающая нефть и рубль «скоро все устроят».
Правда, когда один из яблочников предложил либералам не просить помощи у Запада, чтобы не помогать госпропаганде, его встретили аплодисментами. Видно, что этот вопрос мучил многих собравшихся.