Во всем виноват «майдан»
Шесть из десяти опрошенных специалистами Левада-центра россиян (60%) уверены, что точкой отсчета нынешнего социально-политического и экономического кризиса на Украине выступают события «евромайдана», которые начались 21 ноября прошлого года. Еще 18% рассматривают в качестве начала кризиса отстранение от власти Виктора Януковича в феврале этого года.
Только 7 респондентов из 100 полагают, что прологом к кризисной ситуации в соседнем государстве послужил референдум о присоединении Крыма к России, и только 2 из 100 — провозглашение ДНР и ЛНР. Еще 3% рассматривают в качестве начала кризиса разворачивание в Донбассе украинской армией «антитеррористической операции».
«Сейчас любые конфликты и протесты в сознании россиян кажутся причиной дальнейших бед. Они верят, что все мирные протесты перерастают в вооруженные столкновения. Анархия, отсутствие порядка становятся питательной средой для прихода к власти «фашистов». Так что большинство считает началом кризиса не свержение Януковича, а тот момент, когда он показал слабость власти, сразу же не зачистив «майдан», допустив массовые беспорядки», — объясняет замдиректора Левада-центра Алексей Гражданкин.
«Сначала репрессивными средствами наводится порядок, а затем общество разбирается, в чем причина всплеска, как не допустить беспорядков вновь», — описывает социолог логику мышления российского обывателя.
Республики признать, войска не вводить
Большинство россиян (63%) считают прошедшие 2 ноября в Донецке и Луганске выборы глав республик и депутатов местных парламентов легитимными. Иначе думают 17%, и каждый пятый (20%) затруднился с ответом.
Еще больше — 65% — уверены, что России нужно признать независимость самопровозглашенных государств на востоке Украины. Возражают против этого 12%, 23% не смогли определиться со своим отношением.
Но стоит отметить, что во время предыдущего опроса, проведенного в мае, за независимость Новороссии выступали 72%, против — 11%. Неопределившихся было 17%.
«Увеличилось число тех, кто затрудняется ответить. Начинается некоторая растерянность в общественном сознании. Мнение становится не таким однозначным, нарастает растерянность. У людей, с одной стороны, растет опасение в ухудшении собственного положения из-за санкций. С другой стороны, появляются сомнения в мотивации людей, выступающих против официального Киева. Люди задумываются, действительно ли они защищают интересы русского мира или свои собственные», — говорит Гражданкин. По его словам, такая эрозия общественного мнения характерна для всех вопросов касательно Украины и Крыма.
Поровну распределились голоса между теми, кто выступает за то, чтобы «Украина самостоятельно урегулировала проблемы с восточными областями», и за то, чтобы «мирное урегулирование конфликта на востоке Украины происходило при посредничестве России». Так думают по 36% участников опроса Левада-центра.
И лишь 16% полагают, что Россия должна до конца помогать Донецкой и Луганской республикам в обретении независимости от Украины любыми средствами, включая военные.
Если завтра война
С сентября выросло число граждан России, которые считают, что объявленное в августе перемирие на востоке Украины в итоге завершится возобновлением военных действий. За два месяца количество скептиков мирного урегулирования увеличилось с 46 до 55%. Тех, кто надеется на мирный исход, стало меньше на 6% (сокращение с 27 до 21%). Также несколько уменьшилась доля неопределившихся — с 27 до 25%.
Есть и тенденция к увеличению сторонников военного вмешательства Москвы в случае возобновления активной фазы конфликта. Впрочем, их все равно заметно меньше, чем противников. Ввод войск поддерживают 23% против 21% в сентябре. А ряды противников этого сценария уменьшились с 63 до 58%. При этом увеличилась и доля не определившихся с ответом — с 16 до 20%.
Взрослые россияне признают Украину больше, чем молодые россиянки
Главным камнем преткновения для жителей России стал вопрос, можно ли считать Украину государством с длительной историей. Голоса разложились 41 на 41%. Равная доля россиян готова признать Украину государством с продолжительной историей и отказывает ей в этом. И 18% не смогли сформулировать свое мнение.
«Если «в среднем по больнице» поровну, то среди мужчин и более образованных групп населения несколько большее число склонно отказывать Украине в собственной истории, — констатирует Гражданкин. — Среди женщин и менее образованных большинство считает, что у нее есть своя история. В целом определенной картины истории украинской государственности в нашем обществе нет».