Владимир Путин в гонке за звание самого влиятельного человека в мире по версии Forbes опять обошел и завоевавшего «серебро» Барака Обаму, и председателя КНР Си Цзиньпиня, которому пришлось удовлетвориться «бронзой». Четвертое место занимает папа Римский Франциск, пятое — канцлер Германии Ангела Меркель. Также в топовой десятке глава ФРС Джанет Йеллен, богатейший человек мира и филантроп Билл Гейтс, руководитель Европейского ЦБ Марио Драги и основатели поискового гиганта Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.
Помимо президента, Россию в рейтинге представляют еще три человека — это главы «Роснефти» и «Газпрома» Игорь Сечин и Алексей Миллер, а также бизнесмен Алишер Усманов. Сечин и Усманов фигурировали и в прошлом рейтинге, а вот место Миллера тогда занимал Дмитрий Медведев.
«В этом решении я ничего странного не вижу. Выбор совершенно корректный. При крайне широком разбросе мнений относительно и личности президента России, и проводимой им политики никто не спорит с тем, что он вообще оказывает существенное влияние на ход событий, а уж в 2014 году оказал, наверное, максимальное, поскольку значительная часть всех политических процессов, которые разворачиваются, связаны с его действиями и их последствиями, — рассуждает главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — Forbes оценивает реальное воздействие на ход событий в мировой политике, а не отношение к нему.
Рейтинг влиятельности не имеет знака «плюс» или «минус». Человек, который занимает первое место, оказывает, с точки зрения составителей, наибольшее влияние. Какое влияние — это не задача рейтинга».
Журналисты американского издания, отдавшие российскому лидеру пальму первенства и в прошлом году, в новом рейтинге назвали свой тогдашний выбор «пророческим». Тогда Путин заслужил такую оценку, поскольку не побоялся дать убежище Эдварду Сноудену, которого США объявили в международный розыск по обвинению в шпионаже, и сумел проявить себя на дипломатическом поприще, проложив усилия к разрешению сирийского конфликта.
Теперь же отмечена «аннексия Крыма», «проведенная чужими руками война на Украине» и подписание гигантского газового контракта с Китаем. По мнению заокеанского журнала, Россия все больше воспринимается в качестве богатого энергоресурсами, наделенного ядерным оружием государства-изгоя во главе с непререкаемым и непредсказуемым лидером, который в достижении своих целей не намерен считаться с мировым общественным мнением.
Таким образом, несмотря на популярные разговоры о «мягкой силе», Forbes признал, что проверенные веками и более прямолинейные методы дают больший эффект, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
Барак Обама уступил Путину пальму первенства как раз потому, что, несмотря на очевидные преимущества положения лидера единственной сверхдержавы, ему не хватает духа ими пользоваться. Он проиграл бравирующему «вежливыми людьми» Путину, даже сумев добиться явных успехов в экономике — самого низкого со времен рецессии уровня безработицы и продолжающегося ралли на фондовых рынках, — чем не может похвастаться его российский коллега. Но американский лидер сплоховал перед угрозой ИГИЛ (организация запрещена в России), которая способна перечеркнуть все и без того невеликие плоды девятилетней войны в Ираке, стоившей Америке 4,5 тыс. жизней. И оказался не готов противостоять эпидемии Эбола.
Для понимания того, как Россию воспринимают в мире, особенно важно, что, помимо брутального Путина в заокеанском «чарте могущества», ее представляют исключительно главы сырьевых компаний: «нефтяной» Сечин (42-е место), «газовый» Миллер (47-е) и «металлургический», а также владеющий телекоммуникационными и интернет-активами Усманов (61-е).
Еще в прошлом году вместо Миллера в рейтинге фигурировал глава правительства Дмитрий Медведев, который ассоциировался с идеями модернизации и демократизации страны. В возможности таких перемен, судя по новому реестру «самых-самых», на Западе окончательно разуверились.
«В прошлом году, видимо, еще была сильна инерция: он воспринимался как экс-президент, — полагает Лукьянов. — Сейчас же его уже никто не воспринимает как президента, а исключительно как главу правительства в системе, где правительство чисто исполнительный орган. Что касается Миллера, то, вероятно, они видят очень существенную роль энергетических вопросов — и связанных с Украиной, и с переориентацией России на азиатские рынки. Здесь просто Миллер по должности находится в центре. В какой мере он реально влияет на что-то — это вопрос дискуссионный. Но составители рейтинга считают, что от него что-то зависит».