Катарский режим
Официальный представитель британского премьера заявил, что парламентарии страны попросили Кэмерона задать вопрос эмиру о том, вовлечено ли его государство в финансирование джихадистских групп. Такие вопросы возникали и ранее, хотя сам Катар подобные обвинения неоднократно отрицал.
Накануне в британской газете Guardian появилась статья премьер-министра Катара Шейха Абдаллы бин Нассера с общим посылом: обвинения в адрес Катара в том, что он «закрывает глаза на терроризм», лишены оснований. А представители разведки Катара заявили BBC, что оказывают помощь лишь «умеренным группам» и действуют в координации с западными и другими арабскими странами.
Под «умеренными», очевидно, имеются в виду, в частности, египетские «Братья-мусульмане», которые в минувшем году были свергнуты не без помощи саудитов — соседей Катара по Аравийскому полуострову. Это привело к росту напряженности в отношениях Саудовской Аравии не только с Катаром, но и с США, не поддержавшими военный переворот.
В доказательство своей преданности общему антитеррористическому делу Катар уже присоединился к операции против исламистов в Сирии.
Президент российского Института религии и политики Александр Игнатенко, однако, не исключает, что для предположений есть основания. «Есть подозрение, что на начальном этапе Катар мог иметь отношение к финансированию группировки, чем и вызвал вопросы».
Но есть и другие версии о том, откуда в «Исламское государство» пришли миллионы долларов.
Арабские «благотворители»
О том, что за ИГИЛ (организация запрещена в России) стоят Саудовская Аравия и Катар, неоднократно заявлял экс-премьер Ирака Нур аль-Малики. В респектабельной европейской и американской печати неоднократно приводились косвенные свидетельства того, что монархии Персидского залива действительно помогли ИГИЛ встать на ноги. Так, например, согласно материалу The New York Times, опубликованному в прошлом году, большие суммы на войну с режимами в Ираке и Саудовской Аравии исламистам выделяли различные частные фонды в Персидском заливе.
В статье даже приводилось имя одного из таких «меценатов» — кувейтского предпринимателя Ганима аль-Мтейри, который активно и ни от кого не скрываясь посылал деньги исламистам, воюющим против режима Асада. Приводилась даже такса — по $2,5 тыс. на брата.
Сам предприниматель некогда воевал в кувейтской армии, которая была союзником США во время «Бури в пустыне» в 1991 году, и защищал страну от саддамовского вторжения.
Как отмечают эксперты, руководители частных фондов пользуются относительно «демократическим» устройством Кувейта и меньшим контролем со стороны властей за их деятельностью. Эксперт расположенного в Дубае фонда Risk Insurance Management Теодор Карасик отмечает, что средства, которые приходили к исламистам из Катара, стали «зернами, посеянными неправительственными фондами до того, как ИГИЛ пришло орудовать в Ираке».
В американском издании Daily Beast летом этого года появилась статья под названием «Союзники США спонсируют ИГИЛ», автор которой также утверждал, что на заре своего существования «Исламскому государству» помогали богатые граждане таких стран, как Саудовская Аравия, Кувейт и все тот же Катар.
Иногда это происходило с молчаливого согласия этих режимов, иногда — из-за недостаточно эффективного контроля за отмыванием денег.
В то же время говорить о том, что власти Персидского залива прямо помогают исламистским группировкам, тоже нельзя, считает Игнатенко: «Мы должны понимать, что эти государства внутренне не едины и элиты в них расколоты».
Помогли себе сами
Но эксперты отмечают, что и собственных финансовых средств у «Исламского государства» предостаточно, и столь мощных с экономической точки зрения исламистских группировок до сих пор не было.
Как отмечает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, если Усама бен Ладен спонсировал «Аль-Каиду (организация запрещена в России)» в основном из собственных средств, то главный источник существования «Исламского государства» — торговля нефтью. По данным казначейства США, доходы исламистов от продажи нефти составляют $1 млн в день, а черное золото нелегально продается в соседних странах. Замглавы минфина США по финансовой разведке Дэвид Коэн назвал ИГИЛ одной из «наиболее хорошо финансируемых» террористических организаций.
Еще одной статьей доходов исламистов остается воровство исторических ценностей из музеев и с мест археологических раскопок.
А тот же Коэн отмечает, что помощь из-за рубежа составляет отнюдь не большую часть доходов ИГИЛ. Эксперт Global Security Org. Пайк соглашается с такими оценками: «Доходы от продажи нефти помогают им находиться на самофинансировании», — говорит эксперт. По мнению Пайка, устойчивость ИГИЛ как военной силе придает и факт нахождения в ее рядах высших офицеров саддамовского режима.
Жесточайшие некогда враги исламизма, они тем не менее пошли на службу к ИГИЛ, движимые местью в адрес американцев.
Пайк отмечает, что США недооценили ту роль, которую играет в исламистском движении генерал Иззат Ибрагим аль-Дури, бывший зам Хусейна на посту председателя Совета революционного командования: «У него были хорошие отношения с салафитами, и он мог сохранять хорошие связи с лидерами кланов», — отмечает Пайк.
Именно просчеты американской политики, а не обширное финансирование из различных источников многие эксперты склонны считать главной причиной успеха «Исламского государства».
Один из левых американских интеллектуалов — Наом Хомский считает, что его создание — побочный продукт результата американской политики на Ближнем Востоке: «ИГИЛ и общее распространение радикального ислама являются естественным результатом того, как Вашингтон долбил своей кувалдой по хрупкому иракскому обществу», — говорил Хомский в одном из интервью. По его словам, американцы повторяют политику Великобритании прошлого века, поддерживавшей «радикальный ислам в пику светскому национализму, который оба государства рассматривали как наибольшую угрозу для своего доминирования и контроля».
Слова ученого подтверждает в интервью турецкому изданию «Радикал» и бывший высокопоставленный аналитик ЦРУ Грэм Фуллер: «США не планировали создавать ИГИЛ, но деструктивное вмешательство на Ближнем Востоке и война в Ираке были главными причинами рождения ИГИЛ».
В свою очередь, бывший вице-премьер правительства Сирии, а ныне оппозиционер Кадри Джамиль рассказал «Газете.Ru», что США создают подобные группировки для создания «управляемого хаоса». В том, что сегодня США вынуждены бороться против ИГИЛ, политик противоречия не видит: группировка вышла из-под контроля и угрожает самим американцам.