Кто
«Оппозиционный блок», состоящий из обломков Партии регионов, провел крайне удачную избирательную кампанию. Бывшие регионалы начали кампанию с избирательным рейтингом на уровне 1%, а закончили — с результатом почти 10%. На момент написания заметки украинский ЦИК обработал 82,76% бюллетеней. Оценка ОБ избирателями — 9,47%.
Это значит, что политики, входившие в партию власти при Януковиче, могут теперь сейчас рассчитывать на 30 депутатских мандатов только по партийному списку. При этом фракция будет усилена благодаря кандидатам-одномандатникам. По словам одного из лидеров блока — Бориса Колесникова, в Донецкой области бывшие регионалы победили в 10 мажоритарных округах.
«Оппозиционный блок» в целом можно назвать партией «старых олигархов», которые прежде объединялись вокруг Януковича. Лидер партии — бывший вице-премьер по ТЭК Юрий Бойко.
Один из главных идеологов кампании — Игорь Шувалов, политтехнолог Сергея Левочкина — бывшего главы администрации президента Виктора Януковича, а сейчас — 12-го номера в списке ОБ. Этот человек на политическом поле давно сотрудничает с владельцем «РосУкрЭнерго» Дмитрием Фирташем, который, как говорят на Украине, в свое время сделал ставку на Виталия Кличко, а теперь, очевидно, находится в оппозиции новой власти. Персональным недругом Фирташа считается премьер-министр Арсений Яценюк.
Кроме того, в первую двадцатку списка партии попали известный бизнесмен из России Вадим Новинский, сестра Сергея Левочкина Юлия и менеджеры предприятий Рината Ахметова — в основном «Метинвеста». В первой десятке — бывший вице-премьер Александр Вилкул, который ранее работал в руководстве нескольких предприятий, принадлежащих Ахметову; экс-губернатор Харьковской области Михаил Добкин; бывший кандидат в президенты предприниматель Вадим Рабинович; директор «Азовстали» Ахметова Алексей Белый; бывший зам Левочкина по президентской администрации Сергей Ларин.
Во главе списка оказались и видные функционеры Партии регионов: Нестор Шуфрич, бывший министр социальной политики Наталья Королевская, экс-глава Одесского облсовета Николай Скорик — все они покинули ряды партии после бегства Януковича.
13-е место в списке занял депутат от Партии регионов Юрий Воропаев, который запомнился в парламенте тем, что в парламенте как-то писал SMS жене Рината Ахметова, объясняя ей нюансы получения британского гражданства. 14-е место в списке получил Тарас Козак — известный бизнесмен, который сейчас является членом координационного совета всеукраинского общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, на Украине его называют кумом Владимира Путина. Наконец, замыкает избирательную двадцатку депутат парламента Юрий Мирошниченко, который был представителем Януковича в парламенте.
Таким образом, партия объединила практически всех бизнесменов и политиков, которые были у кормила власти при Януковиче, но не сбежали из страны вместе с ним сразу после победы «евромайдана».
Интересно, что будущие депутаты-«оппозиционеры» имеют тесные связи и с Ахметовым, и Фирташем — олигархами, которые конфликтовали между собой во времена Януковича. Как раз их совместным детищем называет ОБ руководитель центра ПЕНТА Владимир Фесенко. Он напоминает и о ходивших слухах об их связях с сепаратистами на востоке страны, по крайней мере до тех пор, пока ситуация не вышла из-под контроля.
Почему
Электоральное ядро экс-регионалов принципиально не изменилось: это Луганская (здесь они набрали 34% голосов), Донецкая (38%) и Харьковская (33%) области. В Одесской области «Оппозиционный блок» набрал около 19% голосов. В Днепропетровской области, губернатором которой является Игорь Коломойский, «оппозиционеры» набрали чуть меньше 25% и на десятые доли процентов отстали от президентского блока.
Возможно, свою роль в этом результате сыграли предприятия Рината Ахметова.
Во всяком случае, депутат от партии УДАР Егор Фирсов рассказал на своей странице в Facebook, что ему звонят шахтеры из западных районов Донецкой области и жалуются, что менеджеры ДТЭК и других предприятий олигарха будто бы настоятельно рекомендуют своим сотрудникам голосовать за «оппозиционеров» под угрозой увольнения и невыплаты зарплат. Впрочем, никаких документальных подтверждений этих сведений он не предоставил, а эксперты призывают не преувеличивать роль админресурса.
«Они неожиданно много получили, и это при низкой явке, — констатирует руководитель Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — При нормальной они бы и 20% могли получить. Это удивительно, там же люди из старой власти. Это, конечно, успех. У них неплохие отношения с Москвой. И они могут выступить в роли связующего звена».
Сами члена блока также заявляют, что при более высокой явке могли бы рассчитывать на большее.
«Я считаю, что это плохой результат, — заявил «Газете.Ru» один из их лидеров, предприниматель и бывший кандидат в президенты Вадим Рабинович. — За нас не проголосовало почти 4 млн наших избирателей. На востоке, из-за того что творится, явка была рекордно низкая. Мы могли набрать на 100%, на 200% больше».
Того же мнения придерживаются и социологи.
«Если бы у нас была вся территория Донбасса, включая Донецк, тогда бы и коммунисты прошли, и это существенно изменило бы баланс», — отмечает, в частности, директор социологической группы «Рейтинг» Алексей Антипович.
Причины этого эксперты видят в неумении украинских проевропейских сил работать с избирателем с востока страны.
«Наши демократические партии не умеют работать с русскоязычным и ориентированным на Россию населением, — констатирует директор фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина. — Их подобрал «Оппозиционный блок». Но все же значительная часть этого населения на выборы просто не пошла».
Действительно, в подконтрольных Киеву районах Донецкой и Луганской областей явка составила менее 31% и 33% соответственно. «Но с точки зрения сегодняшней ситуации это реальная цифра, которая могла быть в этих регионах, и должны с пониманием к этому отнестись», — заключил заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера, ретранслируя официальную версию: люди боялись за собственную безопасность.
Есть, впрочем, и другое, куда более тревожное для Киева, объяснение: в регионах, граничащих с зоной боевых действий, утеряно доверие к общеукраинским органам власти.
Впрочем, по мнению координатора избирательных и парламентских программ сети ОПОРА Ольги Айвазовской, низкая явка связана банально с отсутствием информации о том, где выборы пройдут, а где они не состоятся. «Если бы выборы проходили по всей территории Украины в свободных условиях и не было внешних факторов, тогда можно говорить, что низкая явка — признак того, что избиратели не хотят участвовать в выборах».
Зачем
Несмотря на хороший процент, полученный на выборах, будущее этой политической силы туманно. Уже сейчас источники «Газеты.Ru» в штабах партий рассказывают, что в новую коалицию в Раде могут взять даже «Батькивщину» Тимошенко, а вот с «Оппозиционным блоком», равно как и с Радикальной партией Олега Ляшко, победители политической гонки связываться не хотят. Во-первых, это грозит им потерей поддержки избирателей, во-вторых — в этом просто нет необходимости.
Теоретически бывшие регионалы, оставшиеся в легальной украинской политике, могли бы стать медиаторами в формальных и особенно неформальных переговорах с сепаратистами востока страны. Но проблема в том, что те, по крайней мере публично, категорически отвергают любое сотрудничество с бывшими «хозяевами Донбасса». На соответствующий вопрос «Газеты.Ru» Олег Царев, спикер парламента самопровозглашенной Новороссии, сам бывший член Партии регионов, комментарий давать отказался.
«Оппозиционный блок» — это партия, выражающая интересы олигархов, которые разошлись с Януковичем и хотят остаться в реальной политике, — уверен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Это люди, которые хотят представлять Донбасс, но которые не признают ДНР и ЛНР. Поэтому и договариваться с сепаратистами они не смогут и не будут».
Но, возможно, президент готовит «оппозиционерам» иную роль. Он напоминает, что выборы получились для Порошенко откровенно неудачными: президент хотел сменить Яценюка на своего протеже, вице-премьера Владимира Гройсмана, и получить таким образом «технический кабмин».
Теперь же глава государства может использовать ОБ и «Батькивщину» как инструменты давления на правительство Яценюка.
По мнению аналитика, ОБ сейчас будет использовать время работы в Раде для агитации и критиканства — в расчете на то, что парламент быстро распадется и через год-полтора на Украине пройдут внеочередные выборы, на которых блок сможет получить больше голосов и заручиться поддержкой каких-то новых союзников.
Другой украинский эксперт Виктор Небоженко уверен, что депутатов от ОБ ждет роль, которую в прошлом составе парламента играли коммунисты, также бывшие в меньшинстве. «Они будут критиковать Порошенко, но голосовать будут как надо», — заключает он.
Лидер блока Юрий Бойко уже заявил, что не исключает сотрудничества с властями ради достижения мира на востоке страны.
«В политике принято говорить за себя, — говорит его коллега Вадим Рабинович. — Я против войны. Мы должны достичь договоренности между Россией и Украиной, не должны давать раздувать пожар войны, раздувать ненависть между нашими народами. В этом я в оппозиции правительству, и я против экономической политики правительства. Думаю, наш блок декларирует то же самое. И никто не собирается сегодня менять свой успех на какие-то кресла».
В то же время политолог Тарас Березовец не исключает, что работа бывших регионалов и нынешних оппозиционеров превратится в нескончаемую драку в буквальном смысле.
«Будут очень жесткие противостояния, я думаю, прежде всего по линии «Народный фронт», «Самопоміч» против «Оппозиционного блока». На самом деле «Оппозиционному блоку» придется сложно, — прогнозирует он. — В Раде будет много фронтовиков, и они сочтут многих людей, например Добкина, Шуфрича, своими прямыми врагами».