Порошенко придется создавать коалицию
«Блок Петра Порошенко», похоже, стал жертвой завышенных ожиданий. Накануне голосования ему сулили чуть ли единоличное конституционное большинство, однако на практике он может не получить даже первого места, по крайней мере по партийным спискам. Теперь же президенту и его соратникам придется вступать в коалиционные переговоры.
«От Порошенко явно отошли сочувствующие революции, от него отходят майдановцы», — полагает замдиректора российского Центра политических технологий Алексей Макаркин. —
Они испугались, что он будет полностью контролировать Раду и тогда это можно будет считать возвращением к президентству Виктора Януковича. Кроме этого, многие недовольны кадровыми назначениями Порошенко — история с министром обороны, генеральным прокурором. В этом случае его подвела ставка на людей, ему преданных».
Правда, вряд ли коалиционные переговоры будут слишком трудными: Порошенко вот уже полгода успешно работает в связке с премьером Арсением Яценюком и вместе они вполне могут сформировать большинство в новом составе Рады.
По мнению Макаркина, коалиция будет выглядеть следующим образом: «Блок Порошенко», «Народный фронт» и «Самопомощь». «Есть большая вероятность, что будет конституционное большинство. В противном случае придется с кем-то договариваться. Или со «Свободой», или с Тимошенко. Но ни то ни другое Порошенко и Яценюку не выгодно», — говорит эксперт.
В ходе нынешних выборов украинцы были более избирательны, чем во время президентских, отмечает Макаркин:
«Эти выборы явно продемонстрировали, что если президентские выборы просто консолидировали вокруг себя людей, потому что люди знали: либо Порошенко, либо война, то в этот раз украинцы были более избирательны. Сегодня за него отдали голоса экс-избиратели Партии регионов, которая продемонстрировала полный провал. И они отдали свои голоса, хотя Порошенко их, конечно, далеко не всем устраивает».
Судя по всему, нынешний властный тандем продолжит существование и после выборов, но на волне успеха своего блока премьер Яценюк постарается расширить собственное влияние.
Но как показывает совсем недавняя украинская история, у этой ситуации есть и определенные риски.
Власть на Украине была разделена между двумя политическими силами сразу после «оранжевой революции» десятилетней давности, тогда это была «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Наша Украина» Виктора Ющенко, и достаточно было нескольких личных и финансовых конфликтов, чтобы вся конфигурация чрезвычайно быстро разрушилась.
Успех «Народного фронта»
Пожалуй, главная неожиданность выборов — чрезвычайно убедительное выступление предвыборного блока под руководством премьера Арсения Яценюка и действующего спикера Верховной рады Александра Турчинова. Многие годы оба были на заметных, но почти всегда вторых ролях в украинской политике и вот теперь, похоже, наконец закрепляются в ее авангарде.
Перед выборами социологи сомневались, что «Народный фронт» сможет побороться даже за второе место, о том, что он бросит вызов «Блоку Петра Порошенко», речь и вовсе не шла.
«Народному фронту» такого успеха никто, конечно, не предвещал, — признает директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев. — Но конец избирательной кампании они провели очень мощно, под девизом «Яценюк — премьер-министр». Парламентские выборы можно считать вотумом доверия нынешним властям. Но тут важно, что люди выбрали тандем. Они проголосовали за двоевластие. Украина просто устала от монополии. Люди хотят, чтобы работу президента контролировал парламент. Только тогда это будет схема, близкая к европейской политической системе».
С ним согласен и Алексей Макаркин.
«Такая фигура, уравнивающая президента, просто необходима избирателю, — считает российский политолог. — Кроме того, он все-таки смог продержаться и выстоять, хотя все ему уже не раз предрекали поражение. Но в условиях войны экономика не рухнула, и этим он заработал себе определенные очки».
При этом, по мнению Карасева, своей победой Яценюк обязан и настроениям граждан, связанным с нынешним перемирием. «У людей сохраняется скепсис относительного перемирия.
Сейчас это больше похоже на мир как продолжение войны, только другими средствами. У Яценюка же на этот счет довольная жесткая позиция, хоть это может и кому-то не нравиться», — продолжает эксперт.
Стоит отметить, что «Народный фронт» с самого начала позиционировал себя как «партия Майдана», в его списке оказались многие лидеры зимнего протеста, и его нынешнее весьма успешное выступление свидетельствует о том, что, вопреки расхожему мнению, идеи Майдана по-прежнему пользуются популярностью в украинском обществе, на него по-прежнему возлагают надежды.
Тимошенко и Ляшко в аутсайдерах
И вторые станут последними — этим парафразом евангельского высказывания можно охарактеризовать выступление «Батькивщины» экс-премьера Юлии Тимошенко и радикалов под руководством Олега Ляшко. Накануне выборов именно этим двум силам предрекали борьбу за парламентское серебро, на практике же они откатились на пятое-шестое места.
Украинские политологи отмечают непривычно слабую кампанию, которую провела партия Тимошенко, от которой в процессе предвыборной гонки еще и ушли старые соратники — Яценюк и Турчинов. Пожалуй, единственный запоминающийся ход бывшего премьера — включение в список украинской летчицы Надежды Савченко, находящейся в российской тюрьме, но этот явно пиаровский трюк мог не привлечь, а скорее оттолкнуть избирателей, в кризисной ситуации ждущих реальных прорывов или хотя бы намека на них.
Тимошенко же, похоже, воспринимается как политик ушедшей эпохи, работающий в устаревшей повестке и привыкший к другой конфигурации.
Она потеряла многих своих традиционных избирателей в центре страны, отдавших голоса за «Блок Порошенко» и «Народный фронт», а на западе ее вторую кампанию подряд теснят более радикальные силы: в прошлый раз это были националисты из «Свободы», теперь — радикалы Ляшко и объединение «Самопомiч» львовского мэра Андрея Садового.
Что касается Ляшко, то сейчас аналитики признают, что его фигура с самого начала была слишком раздута. Когда летом участники опросов говорили, что готовы отдать свои голоса за него, это была скорее эмоциональная реакция на политический кризис, чем стойкая позиция. В то же время против Ляшко в последние недели довольно активно работали местные СМИ, очевидно, опасавшиеся за репутацию страны в глазах Запада.
В любом случае украинского Жириновского образца 1993 года из него не получилось.
Более того, общий результат крайне правых сил свидетельствует о том, что националистическая повестка не пользуется на Украине той популярностью, которой пугают многие российские СМИ. В общей сложности радикалы, «Свобода» и «Правый сектор» набрали чуть более 10% голосов.
Новые силы
Довольно типично для украинской политики последних лет стремление выйти из замкнутого круга противостояния двух политических сил. Именно эти чаяния не так давно удовлетворил сам Петр Порошенко как альтернатива старым элитам — «оранжевым», олицетворенным Юлией Тимошенко, и олигархическим в образе Виктора Януковича.
Теперь на роль «третьей силы», очевидно, претендует объединение «Самопомiч» львовского городского головы Андрея Садового.
Провозглашая своими ценностями «христианскую мораль и здравый смысл», партия, очевидно, стремится воплотить образ «другого западничества», не связанного с бандеровскими ассоциациями и прочими острыми для остальной части страны темами.
Успешный пример — сам Львов с эффективной системой городского самоуправления, развитым туристическим кластером и работающей промышленностью. Теперь этот опыт предлагается тиражировать на всю страну. Проблема, однако, в том, что политическая культура различных регионов Украины слишком отличается из-за разницы исторических традиций, экономических и демографических условий.
Еще одна относительная неожиданность — довольно успешное выступление «Оппозиционного блока», сформированного из бывших функционеров Партии регионов.
За него отдали голоса около 10% избирателей, и, таким образом, восток Украины все-таки будет представлен в Раде, однако, скорее всего, останется в глухой оппозиции. Другой «восточный проект», партия «Сильная Украина» Сергея Тигипко, на выборах провалился. При этом в целом на востоке явка оказалась чрезвычайно низкой: к примеру, в Одесской области она менее 40%, что является тревожным сигналом для Киева с точки зрения доверия этих регионов к общеукраинским политическим институтам.
Наконец, в парламент впервые за годы независимости не попали коммунисты. Этим, считает Вадим Карасев, «Украина ставит точку на советской и постсоветской истории», в которой КПУ играла роль основного спарринг-партнера номенклатурной власти, оттягивавшей голоса части оппозиционного электората.