Командующего нацгвардией Степана Полторака еще накануне украинские журналисты называли главным претендентом на пост министра обороны Украины, освободившийся после отставки Валерия Гелетея. На выходных генерал-полковник проинспектировал места несения службы и отдыха военнослужащих, выполняющих задачи в зоне АТО. Во время визита генерал-полковник Степан Полторак встретился, в частности, с новым губернатором Донецкой области генералом армии Украины Александром Кихтенко. В ближайшее время, по утверждению украинских СМИ, его кандидатуру предложит Петр Порошенко.
Карьерный рост Полторака был напрямую связан с победой «евромайдана»: он был назначен командующим внутренних войск Украины 28 февраля тогдашним и.о. президента Александром Турчиновым. А 15 апреля Рада наделила его должностью командующего вновь созданной национальной гвардии Украины.
В вооруженных силах он с 1983 года. За это время успел побывать на должностях командира взвода, роты, начальника штаба батальона, командира батальона, полка, бригады. С марта 2002 года вплоть до бегства Виктора Януковича работал начальником Академии внутренних войск МВД Украины.
В качестве командующего нацгвардии Полторак проявил себя грамотным лоббистом этого любимого детища украинской революции. В частности, с момента создания национальная гвардия получила два транша сверх прописанных в бюджете: 2,2 млрд грн и 1,7 млрд грн, и эти средства предназначены для приобретения техники. «На сегодняшний день нацгвардия заключила контракты на приобретение более 1050 единиц техники и более 200 единиц бронированной техники. Уже получили около 500 единиц автомобильной техники и 130 единиц бронированной техники. Притом что в начале АТО нацгвардия не имела ни одного БТР», — делился он с журналистами цифрами.
Кандидатура Полторака, очевидно, устроит руководителей добровольческих батальонов. Плохое снабжение — их главная жалоба и претензия к властям за все время АТО. Так, на совещании с главой МВД командир полка «Азов» Андрей Билецкий сообщил, что ему необходимо как минимум 30 бронированных «КрАЗов» и три танка. Обращаясь к Авакову, он сказал: «Если бы мне 30 таких машин и три танка, Арсен Борисович, я бы Новоазовск освобождал без армии». Полторак же, например, добился того, что нацгвардия получила десять танков Т-64Б, которые по контракту должны были отправиться в Конго.
На том же совещании «Азов», считающийся одним из самых боеспособных добровольческих подразделений, был переведен из-под юрисдикции МВД в нацгвардию, что еще более укрепило авторитет Полторака. На его базе собираются сформировать целый полк, укомплектованный новейшей техникой. Полторак рассказал, что «Азов» в самое ближайшее время получит 40 бронированных автомобилей «КрАЗ», каждый стоимостью $215 тыс.
Между тем Гелетея, по официальной информации, уволили как раз то, что ставят в заслугу Полтораку, — обеспечение армии и провал работы в этом направлении.
Советник президента Украины Юрий Луценко в эфире телеканала «Интер» объяснил отставку министра так: «За последнюю неделю президент проинспектировал воинские части от Львова до Харькова, ряд предприятий оборонного сектора. Увидел то, что все бронетанковые заводы работают в три смены, заводы, которые могут ремонтировать бронетехнику... Президент также посетил зону АТО, проинспектировал выполнение поставленных ранее задач. Поэтому сегодняшнее его решение является окончанием этого логического ряда».
Кроме того, Луценко заверил, что перед новым министром обороны будут стоять «новые задачи». «Президент считает, что Гелетей выполнил свою функцию и сейчас должен прийти министр, которому будут поставлены другие задачи. Эти задачи будут радикально другими, поэтому будет другой руководитель».
А из воскресного обращения Порошенко к нации ясно, что речь в первую очередь идет об обеспечении войск и их подготовке к зиме, которая, по мнению президента, идет недостаточно быстро. «Фанфары, которые звучат во время отчетов про зимнее обеспечение войск, абсолютно не мешают мне видеть реальное положение вещей», — сказал президент, объяснив, что теперь у него к силовикам новые требования. И суть этих требований — усиленная работа по обеспечению армии амуницией и техникой.
Полторак подходит для этой задачи лучше других украинских генералов.
Интересно, что накануне экс-премьер Юлия Тимошенко заявила в эфире телеканала ICTV, что вакантную должность, с ее точки зрения, должен занять генерал Николай Петрук. «Много лет возглавлял сухопутные войска, а это 62% армии, генерал, принимавший участие в боевых действиях, который опытный и который может организовать не просто оборону на базе армии, а оборону страны во всех ее составляющих, это более широкое понятие... Я хочу, чтобы президент пригласил к себе Петрука Николая Николаевича. И поговорил с ним серьезно о том, как защищать страну, и призвал его к работе».
Однако Порошенко и новым министром предпочел увидеть человека, не имеющего прямого отношения к вооруженным силам. При назначении Валерия Гелетея, всю жизнь проработавшего в правоохранительных органах, это связывали с тем, что президент нуждается в политическом контроле над армией. Теперь к этому добавились сразу несколько уголовных дел, возбужденных недавно против бывших руководителей украинского военного ведомства, и, соответственно, представление о серьезной коррумпированности генералитета.
Политтехнолог, президент Berta Communications Тарас Березовец уверен, что кадровые перестановки имеют очевидный политический подтекст: увольнения Гелетея и, возможно, генпрокурора Виталия Яремы (слухи об этом тоже ходят) могут серьезно поднять рейтинг «Блока Петра Порошенко» накануне выборов в Раду.
Что касается изменений в стратегии и тактике самих вооруженных сил, то многое будет зависеть от будущего начальника Генерального штаба. Нынешнего руководителя Виктора Муженко сам Гелетей называл основным стратегом АТО. Однако после попадания украинских войск в котел под Иловайском действия Муженко привлекли пристальное внимание Генпрокуратуры страны.
Российский журналист Аркадий Бабченко, который летом был в зоне боевых действий на востоке Украины, называет нацгвардию «армией, которая должна быть», имея в виду не столько уровень подготовки, сколько уровень мотивации. По его мнению, в самих украинских вооруженных силах слишком сильно советское наследие, они напоминают российскую армию образца середины 90-х. Одновременно нацгвардия может стать прообразом армии нового времени.
В то же время ополченцы, а также некоторые правозащитники неоднократно обвиняли именно эти подразделения в самых жестоких методах ведения войны.