Вечером в воскресенье Петр Порошенко принял решение об отставке министра обороны Украины Валерия Гелетея, удовлетворив, таким образом, соответствующий рапорт последнего. На посту главы военного ведомства он пробыл менее полугода — с начала июля.
При вступлении Гелетея в министерскую должность украинские политологи отмечали, в частности, его традиционную лояльность к западническим политическим силам на Украине и работу на посту главы Управления государственной охраны — фактически главного телохранителя президента, в том числе и Порошенко.
Кроме того, всю жизнь он проработал в правоохранительных органах, то есть для вооруженных сил был человеком со стороны. Президенту это было важно с точки зрения восстановления политического контроля над армией.
За время пребывания на посту Гелетей прославился рядом громких заявлений.
Так, он обещал, что Украина проведет парад победы в Севастополе, а кроме того, обвинил Россию в применении тактического ядерного оружия в Луганске. Они вызвали весьма неоднозначную реакцию, в том числе в самой Украине, однако стоит признать и то, что в первый месяц руководства Гелетеем минобороны украинские войска добились заметных успехов в борьбе против повстанцев на востоке Украины.
И лишь стремительное контрнаступление сил ДНР и ЛНР на азовском побережье, в котором Киев и западные страны увидели прямое вмешательство России, прервало успешные действия украинской армии.
Слухи о скорой отставке Гелетея появились еще в начале осени, и сам уже бывший министр тогда публично выразил опасения по поводу кадровой судьбы назначенного вместе с ним начальника Генштаба Виктора Муженко, который, по его словам, «спланировал и осуществил блестящую операцию по фактическому освобождению украинского Донбасса», имея в виду как раз июльское наступление украинских войск.
Учеба кончилась
Любопытно, что решение Порошенко появилось в тот же день, когда его российский визави Владимир Путин объявил о возвращении российских войск, отправленных в Ростовскую область, к местам постоянного дислоцирования.
«В общей сложности речь идет о 17,6 тысячи военнослужащих, которые летом проходили учения на полигонах в Ростовской области», — сказано на официальном сайте главы российского государства.
Между тем характер этих «учений» с самого начала вызывал много вопросов к западу от границы России. В Киеве, Вашингтоне и в европейских столицах неоднократно заявляли о том, что с территории Ростовской области российские войска осуществили прямое вторжение на восток Украины, которое и стало переломным в ходе военного конфликта и принудило украинскую сторону к переговорам. Официальная Москва это по-прежнему отрицает, однако буквально все собеседники «Газеты.Ru» интерпретируют сегодняшнее решение исключительно в контексте дальнейшего развития ситуации в Донбассе.
Стоит отметить, что решение об отзыве войск с юга страны было принято на следующий день после того, как украинская сторона подтвердила заключение соглашения о размежевании территорий, подконтрольных официальному Киеву и ополченцам.
Почти все собеседники «Газеты.Ru» уверены, что речь идет о заморозке конфликта, но мало кто сомневается, что долговременной она не будет.
«Думаю, факт подписания и решение Путина о выводе войск с территории Ростовской области — это параллельные линии, — размышляет украинский политолог Михаил Погребинский. — Российский президент готов к замораживанию конфликта на востоке Украины и решением о выводе войск демонстрирует, что у него нет желания двигаться дальше. «Военторг» — это на языке ополченцев означает поставки вооружений — тоже вроде бы перестал работать. Конечно, решение Путина может быть маневром, поскольку войска в Ростовскую область можно вернуть довольно быстро. Но тем не менее заявление российского президента — это важный сигнал. По моему представлению, боевые действия в ближайшем будущем пойдут на спад».
Эксперт считает, что дальнейшее развитие событий будет в значительной степени зависеть от результатов парламентских выборов на Украине. По его мнению, высокие рейтинги партии Порошенко свидетельствуют о том, что зависимость президента от «партии войны» в Киеве будет относительно невелика.
«В этом случае президент Украины будет двигаться по тому пути, о котором, судя по всему, они договорились с Путиным, — полагает Погребинский. — В случае же, если Порошенко не получит парламентское большинство, это может повлечь изменение стратегии: возможно, он будет демонстрировать подготовку к военным действиям.
Но возможен и другой вариант: Порошенко будет искать компромисс с Москвой и Донбассом в решении социальных проблем, и это станет толчком к дальнейшему изменению конституции в части децентрализации».
Между тем в самих самопровозглашенных республиках не ждут долгого и стабильного мира.
«Неконтролируемые части есть не только у ополчения, власть на Украине слаба и не может полностью контролировать добровольческие батальоны, — уверен полевой командир ДНР Олег Мельников. — До сих пор не введены миротворческие силы, наблюдатели ОБСЕ явно с задачей разграничения не справляются, можно ожидать, что после зимы война продолжится».
В то же время он уверяет, что у него спокойное отношение и к решению Путина прекратить учения у границы: люди действительно устали от войны и не готовы к ее продолжению.
«С этой стороны правильный шаг. С другой стороны, это приведет к заморозке, а потом снова к возникновению конфликта. Отсутствие понимания, кто же победил, приведет к новому витку войны и насилия. До сих пор мировое сообществе не дало гарантий мира людям в Донбассе с той и с другой стороны, мирные граждане в опасности, и заморозка — неправильный шаг со стороны России».
По его словам, после формальной заморозки конфликта мало что изменится, в частности, не прекратятся обстрелы на приграничных территориях — тот же Донецк, скорее всего, продолжат обстреливать каждый день.
Международная реакция
У сегодняшнего решения Путина есть и важный международный аспект, ведь отвод войск и прекращение участия в конфликте на востоке Украины было одним из важных требований Запада к Москве.
«С точки зрения международной обстановки решение об отводе войск с территории Ростовской области скажется на России хорошо: Запад, я думаю, либо не станет рассматривать возможность введения новых санкций, либо даже может смягчить прежние», — говорит профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Георгий Голосов.
Его оптимизм, однако, не разделяет главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Во всем, что происходит на Украине, с точки зрения Запада, виновата Россия. Этот подход, скорее всего, не изменится, — констатирует эксперт. — Отвод войск — это жест скорее в сторону снижения напряженности.
Но мы помним, что после заключения перемирия Запад ужесточил санкции против России. На этот раз в лучшем случае ничего не изменится, в худшем — санкции ужесточат вновь. На мой взгляд, более вероятен первый сценарий».
Эксперты сходятся в том, что урегулирование ситуации может быть почти в любой момент отыграно назад. Во-первых, напоминает Погребинский, с обеих сторон действительно есть силы, которые не готовы подчиняться никаким соглашениям о прекращении огня. Во-вторых, слишком много неурегулированных чисто территориальных вопросов.
«Есть точки, которые принципиально важны обеим сторонам, — к примеру, аэропорт Донецка, и там продолжаются боевые действия, — подчеркивает Лукьянов. — До тех пор, пока не будет окончательно решено, что отходит одной стороне, а что — другой, риск боевых действий сохраняется. В случае усиления боевых действий России придется реагировать более активно».
В свою очередь Голосов напоминает, что намеченные самопровозглашенными республиками на ноябрь выборы противоречат минским соглашениям и от реакции на них со стороны Москвы будет во многом зависеть дальнейшая политика Запада по отношению к ней самой.
«Если ополченцы откажутся от выполнения минских соглашений и все же проведут выборы, то новая эскалация неминуема, — полагает эксперт. — Думаю, Россия не будет признавать ДНР и ЛНР, а к результатам выборов отнесется «с уважением», как это было в ситуации с референдумом. Для Запада такой сценарий неприемлем, поскольку Запад настаивает на соблюдении минских соглашений. Если Россия займет «уважительную» позицию по отношению к выборам в ДНР и ЛНР — а она загнала себя в такую ситуацию, что иначе действовать не сможет, — то Запад не только не станет смягчать действующие санкции, но и вернется к вопросу о новых».
Более того, проведение выборов в народных республиках может заставить и Киев пойти на новый этап силовой операции. В этом контексте важна и фигура нового министра обороны, которого Петр Порошенко завтра должен представить Раде, и особенно судьба нынешнего главы Генштаба Муженко, которого считают главным стратегом АТО. Если последний сохранит свой пост или будет предложен в качестве министра, то военный сценарий станет еще более вероятным.
И тогда война не впадет даже в зимнюю спячку.