В среду Михаил Маргелов, в течение 14 лет занимавший должность главы сенатского комитета по международным делам, попрощался с коллегами, «сдав пост» и покинув Совфед. Официально полномочия Маргелова в качестве сенатора были прекращены в минувшую пятницу — после того, как губернатор Псковской области Андрей Турчак, которого Маргелов представлял в СФ, подписал указ о назначении в верхнюю палату парламента другого представителя — Елены Бибиковой. На самом же деле то, что многолетний глава международного комитета перестанет быть членом СФ, стало ясно еще в конце июля, когда Турчак не включил Маргелова в тройку кандидатов в сенаторы, идущих с ним на выборы.
В качестве причины, по которой Маргелов потерял пост члена Совета Федерации, в СМИ называлась его «сдержанное отношение к конфликту России и США».
Источники «Газеты.Ru» считают, что основная причина в другом: принадлежность Маргелова к «старым сурковским кадрам». «Для нынешней кремлевской команды он не свой», — говорит собеседник, близкий к администрации президента.
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Газете.Ru», что Маргелов намерен сменить сферу деятельности: ему поступило предложение о трудоустройстве в «Транснефть». «Слышал об этом» и источник «Газеты.Ru», близкий к руководству МИДа.
Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин подтвердил «Газете.Ru», что Маргелов написал заявление о принятии его в компанию на пост вице-президента по международным вопросам и общественным связям. Маргелов также информацию подтвердил: «Буду курировать международную деятельность компании и вопросы пиара. То есть стану заниматься тем, что действительно умею», — заявил он. На работу экс-сенатор намерен выйти в конце октября — после месячного отпуска, который он взял по истечении своих полномочий в СФ.
Покинув Совет Федерации и должность главы международного комитета, Маргелов остался спецпредставителем президента по сотрудничеству со странами Африки: «Именно поэтому я могу работать только в госкомпаниях», — сказал политик, пояснив, что должность спецпредставителя президента не может быть совмещена с деятельностью в частных структурах.
У Михаила Маргелова помимо опыта работы на посту председателя комитета по международным делам уже имеется опыт работы в сфере PR и консалтинга как в частном бизнесе, так и на государственной службе. В начале 1990-х годов он трудился в международных консалтинговых компаниях, а также в группе «Видео Интернейшнл», где занимался, в частности, политической рекламой. Американские конгрессмены, многие из которых знают экс-сенатора лично, ранее отмечали его хорошее чувство юмора и умение вести переговоры.
Для Михаила Маргелова уход из Совета Федерации и переход в госкомпанию — не повышение и не понижение, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Перемещение в рамках госаппарата можно оценивать как перемещение вверх-вниз. В данном же случае речь идет о смене сферы деятельности. Для человека калибра Маргелова это достойная должность».
Доцент кафедры государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Николай Клищ отмечает, что, как правило, в переходе крупных политических фигур в сферу бизнеса заинтересовано как государство, так и сами компании. «Чистых вариантов, когда государство проталкивает своего человека, устраивая ему «золотой парашют», а корпорация в нем не заинтересована, почти не бывает. Человек с хорошо налаженными связями, особенно по профилю деятельности компании, всегда пригодится. Это может быть и GR в тех корпорациях, которые нуждаются в дополнительном финансировании, и PR, а также международные контакты, если мы говорим об экспортно ориентированных компаниях».