«Да, я ухожу из Совета Федерации. Ухожу с сожалением, но это требование закона, поскольку меня избрали в совет директоров «Роснефти». Хозяйственная деятельность несовместима со статусом члена Совета Федерации. В «Роснефти» я буду заниматься арктическими проектами — это моя тема, и последние годы я хотел бы посвятить практической деятельности», – рассказал «Газете.Ru» Артур Чилингаров.
Известный полярный исследователь намерен заниматься в нефтяной компании ее арктическими проектами. Он подчеркнул, что намерен сохранить связи с членами Совфеда и Госдумы. Официально уход будет оформлен 1 октября, когда откроется очередная сессия Совета Федерации.
Артур Чилингаров пополнил число сенаторов, которые либо уже покинули верхнюю палату, либо сделают это в ближайшее время. В ближайшее время статус сенатора утратят, в частности, глава комитета СФ по международной политике Михаил Маргелов, представляющий Псковскую область, а также целый ряд бывших губернаторов «ельцинского призыва»: Николай Максюта из Волгоградской области, Егор Строев из Орловской и Константин Титов из Самарской.
Политологи отмечают ставку на обновление законодательного органа, однако качественных изменений его статуса не ждут.
Первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин указывает, что для Чилингарова должность в «Роснефти» – это почетная пенсия.
«Что касается Чилингарова, то ему в этом году исполняется 75 лет, так что это, скорее, заслуженный отдых. К тому же у него уже есть все возможные регалии». Политолог указывает, что состав Совет Федерации менялся по самым разным причинам, однако логика этих изменений всегда была одна и та же.
«Причины ухода сенаторов разные. Сначала уходили люди, связанные с коммерческой сферой: когда государство в одностороннем порядке изменило правила игры, стали говорить о несовместимости бизнеса и статуса члена верхней палаты», — напоминает он.
Совфед перестал быть элитным клубом предпринимателей, но его политическая функция — утверждать решения исполнительной власти – не изменилась. Поэтому затем пришел черед умеренных представителей элиты, не годящихся на роль проводников решений Кремля в условиях усиливающегося противостояния с Западом.
«Уход Маргелова (бывшего главы комитета СФ по международным делам. – «Газета.Ru») связан с его относительно сдержанной позицией по отношению к Западу. По сравнению с коллегой из Государственной думы Алексеем Пушковым (председатель соответствующего комитета ГД. — «Газета.Ru») он был гораздо более умеренным».
И от новой генерации сенаторов Макаркин не ждет изменения политического статус-кво. «Происходит смена поколений. Совет Федерации становится более региональным, но не более влиятельным, поскольку нет прямых выборов сенаторов и в Совете нет представительства глав регионов, которое было во второй половине 90-х годов. Но все играют по одним и тем же правилам. Поэтому акценты меняются, однако функция верхней палаты остается той же – одобрять решения власти».
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), полагает, что для «Роснефти» профессиональные навыки известного исследователя Арктики пока не имеют определяющего значения. Другое дело — имиджевый потенциал имени Чилингарова, который является спецпредставителем президента по сотрудничеству в Арктике и Антарктике.
«О шельфе – это пока все разговоры: для масштабного его освоения только формируется почва. О форсировании проектов пока говорить преждевременно, – поясняет эксперт. — Для компании важно формирование индекса стратегического доверия к ней. Позитивные имиджевые вещи. Без этого не получится выполнить задачу по кратному росту капитализации, которая стоит перед «Роснефтью». Это их главный ориентир – привлечь инвестора в условиях санкционного давления. Тем более есть риски, что могут заглохнуть проекты, которые были начаты еще до санкций».