Прилетающих в аэропорт Эдинбурга гостей встречают ста граммами односолодового виски. На пути к затерянной в тумане шотландской столице дома увешаны национальными флагами с белым андреевским крестом на синем фоне, а телефонные будки, почтовые ящики и даже контейнеры для мусора обклеены стикерами «Yes».
Традиционные символы приобретают особое значение накануне референдума, по итогам которого Шотландия либо впервые за три столетия станет независимым государством, либо все-таки останется в составе Великобритании. А принять участие в историческом решении смогут все жители Шотландии, достигшие 16 лет.
Только на первый взгляд Эдинбург живет обычной жизнью: сотни туристов, снующих туда-сюда в историческом центре, всегдашние волынщики и завлекающие выпить эля вывески на пабах. Всего пара минут — и кто-нибудь из вездесущих сторонников независимости обязательно вручит листовку с лозунгом «Шотландия говорит да». Дружелюбные и приветливые люди активно общаются с туристами, много улыбаются и подробно объясняют, почему намерены сказать «Aye» — «да» на местном диалекте английского языка.
Но стоит появиться на горизонте стороннику противоположной партии, раздающему листовки с предложением сказать «Naw», добряки бросают мирные агитационные дела, направляются к нему слева и справа с самыми серьезными лицами и, очевидно, намерениями, и через несколько мгновений он сам благоразумно разворачивается на 180 градусов.
Не редкость и одиночные пикеты, участники которых вступают в активную дискуссию с обывателями и пытаются объяснить, почему Великобритания должна остаться единой. Излюбленное место таких активистов — площадь около Национальной галереи Шотландии. То тут, то там появляются телевизионщики с массивными видеокамерами. Они слетаются на шум дискуссии, надеясь заснять какую-нибудь стычку. Но уже спустя пару минут, разочарованные, уходят восвояси.
Съемочная группа американского телеканала CNBC разместилась на Калтон-хилле — холме со множеством монументов, возвышающемся над Эдинбургом. По иронии судьбы расположившись у памятника адмиралу Нельсону — одному из тех, кто сделал Британию владычицей мира, — они рассказали корреспонденту «Газеты.Ru», что это буквально единственное место, с которого они могут выходить в прямой эфир. Эдинбург американцам порядочно надоел, но в США им предстоит отправиться лишь 20 сентября.
По пути к историческому центру шотландской столицы корреспонденту «Газеты.Ru» удалось пообщаться со старшеклассниками одной из местных школ.
Правда, рассказать о своем отношении к референдуму они согласились лишь в обмен на пару бутылок сидра. Школьники, самому старшему из которых едва исполнилось семнадцать, очень рады, что им удастся проголосовать. И отдать свои голоса они намерены за независимую Шотландию.
Правда, причины у каждого на это свои: кто-то говорит, что «пора утереть нос чертовым тори», кто-то вычитал из местных газет про хорошие перспективы. Наконец, самый радикальный из школьников и вовсе хотел бы выселить из Шотландии всех англичан, а заодно и китайцев. Сошлись подрастающие горцы в том, что независимой Шотландию надо было делать уже давно.
На одной из главных улиц Эдинбурга — Принцес-стрит — чаще всего можно встретить сторонников независимости, кучкующихся небольшими лагерями и распространяющих листовки. Один из активистов движения за независимую Шотландию рассказал, что за сутки ему вместе с соратниками удается поговорить как минимум с тысячей людей.
«Мы несколько месяцев не уходим с улиц. Все больше шотландцев готовы к свободе», — рассказал активист, представившийся Эндрю.
На вопрос, почему же надо отделяться от Великобритании, он ответил лаконично, назвав в качестве главных причин коррупцию и несправедливое распределение денег из бюджета. Проходивший мимо пожилой мужчина респектабельного вида толкнул стенд с агитацией и бросил вдогонку: «Без фунта вам кранты».
Корреспондента «Газеты.Ru» успокоили, сказав, что в первые лет десять независимой Шотландии и вправду будет довольно сложно, но в долгосрочной перспективе все наладится: «Когда СССР распался, у вас в России тоже не все хорошо было. Ничего, пережили. И мы переживем! Не нужен нам Вестминстер, мы построим лучшую страну в мире!»
Россия вообще вдохновляет сторонников независимости. «Ваш президент захватил Крым, а Кэмерон и ответить ему не может», — объяснил один из них.
Часть из этих активистов, объединившихся в группу под названием Radical Independence («Радикальная независимость»), будущее свободной Шотландии видит примерно следующим образом: перераспределение земель, увеличение всех пособий, особенно на безработицу, а также введение равных прав для представителей сексуальных меньшинств. Среди них особенно много студентов.
Оптимизма гордых шотландцев не разделяет поляк-зеленщик, держащий лавку в одном из близлежащих переулков. Он отрицает саму концепцию независимой Шотландии, сравнивая ее со строительством социализма.
«Один раз я уже родину покинул из-за таких вот борцов. Сначала они мечтают, потом воплощают и, наконец, терпят полное фиаско. А уже затем добираются до заработанных мной денег», — рассуждает предприниматель.
Наконец, корреспонденту «Газеты.Ru» удалось пообщаться и с представителем движения Better Together, выступающего за Шотландию в составе Великобритании. Листовки он раздавал вместе со своей женой и двумя детьми, один из которых еще кормится грудью. Противник независимости Шотландии тоже не местный, приехал из Канады.
«В пользу единства Великобритании говорит история. У Канады отличные отношения с Великобританией, мы входим в Содружество. Это как одна большая семья. Сейчас мое место здесь — мои предки были шотландцами», — рассказал он.
К слову, канадец признался в любви к России — он бывал там два раза. А вот его соратники теплых чувств в отношении России не разделяют, считая ее авторитарным государством.
«Путин развязал войну и отобрал чужие территории. А у нас все мирно, в согласии с принципами демократии», — рассказал один из сторонников единой Британии.
Чем богаче шотландцы, тем меньше радости приносит им перспектива свободы.
«В районе Нью-Таун, где я живу, селятся в основном люди обеспеченные, в том числе чиновники и судьи, — рассказал «Газете.Ru» физик Питер Хиггз. — Стикеров за независимость там нет, равно как и шотландских флагов. Если на референдуме будет решено отделятся, этой категории людей придется несладко».
Референдум по вопросу независимости Шотландии пройдет 18 сентября.
Участки для голосования откроются в семь утра по местному времени (10.00 по Москве) и будут работать на протяжении 15 часов. Правда, многие шотландцы уже сделали свой выбор, отправив заполненную форму для голосования заранее по почте.