В сообщении, опубликованном на сайте Генпрокуратуры Узбекистана в понедельник, упоминается некая «Г. Каримова», однако источник в правоохранительных органах страны подтвердил РИА «Новости», что речь идет именно о дочери президента страны Гульнаре Каримовой.
Фамилия Каримовой стоит в одном ряду с несколькими другими лицами, названными членами преступной группы, которые в мае были признаны виновными в расхищении государственного имущества и приговорены к различным срокам наказания.
Речь идет о государственных долях в таких компаниях, как нефтеперерабатывающий завод в Фергане, узбекское подразделение компании Coca-Cola, а также Национальная авиакомпания Узбекистана, на сумму более $80 млн. Прокуратура сообщила, что почти $200 млн имущества осужденных были возвращены в казну государства.
Одного из осужденных, Рустама Мадумарова, в западной прессе называли гражданским мужем Каримовой, а другую осужденную, Гаяну Авакян, независимые узбекские СМИ именовали правой рукой дочери президента.
В сообщении Генпрокуратуры фамилия Каримовой упоминается среди лиц, «по которым пока не удалось собрать все необходимые свидетельские материалы, по находящимся в розыске». Из этого неясно, к какой именно категории принадлежит Каримова. В августе доверенные лица передали «Би-би-си» пленку с заявлением дочери президента. В нем она сообщила, что вместе с 16-летней дочерью находится под домашним арестом и с ними обращаются «хуже, чем с собаками».
Эксперты отмечают, что давление на Каримову идет давно и связано с обострением борьбы за власть в Узбекистане накануне выборов президента, намеченных на 2015 год.
Дочь президента находится в сложных отношениях с окружением своего отца, который правит Узбекистаном вот уже 23 года. Ранее по указу президента были лишены лицензии подконтрольные Каримовой СМИ, а младшая дочь узбекского лидера Лола Каримова в интервью «Би-би-си» в сентябре 2013 года сказала, что не общается с сестрой и не видится с ней на семейных мероприятиях.
Один из российских экспертов, часто бывающих в Узбекистане, отмечал, что даже в этих весьма непростых условиях Каримова проявляла недюжинную общественно-политическую активность: «Ей бы все бросить и забиться под лавку, а она в последние месяцы проявляет себя как волевой человек». Еще раньше она, известная на Западе светская львица, вращавшаяся в самых звездных кругах, начала критиковать царящие на родине порядки, а в том самом письме, отправленном в редакцию «Би-би-си» в марте 2014 года, обвинила приближенных своего отца в шантаже и вымогательстве:
«Единственная причина преследования в стиле Пиночета в том, что я осмелилась говорить о вещах, о которых молчат миллионы», — писала она. При этом Каримова никогда не позволяла себе критиковать лично президента.
Между тем политической оппозиции в Узбекистане давно нет, оппоненты главы государства давно за границей, так что судьба Каримовой является частью большой внутриэлитной игры. «Внутри элиты идут трения, но узбекская верхушка может договариваться между собой, потому что есть понимание, что, если все выльется на улицу, снесут всех», — сказал один из собеседников «Газеты.Ru».
Ведущий эксперт Центра военного и политического анализа INEGMA в Дубае Теодор Карасик отмечает, что Каримову рассматривали в президентском окружении в качестве преемника, но под тяжелыми обвинениями оказался подконтрольный ей бизнес и она сама: выбор карьеры певицы позволил говорить о неподобающей для восточной женщины «легкомысленности»:
«Следует помнить, что Узбекистан — это страна, которая разделена между различными кланами, и люди из Самарканда, Ташкента и Бухары будут бороться за то, чтобы сменить Каримова, когда он покинет пост. Дочь исключена из списка из-за всех своих битв и эксцентричного характера», — говорит Карасик.
Политолог сомневается, что имя опальной дочери поднимут на щит какие-то оппозиционные группы: «Любой новый режим, скорее, начнет ее преследование. К тому же нельзя исключать появление компромата», — убежден эксперт.
Президентские выборы в Узбекистане должны пройти в марте следующего года. При этом срок президентских полномочий сокращен с семи до пяти лет. Международные наблюдатели посчитали, что этот шаг свидетельствует о том, что 75-летний глава государства не собирается баллотироваться на новый президентский срок.
Интересно, что, несмотря на внутриэлитные противоречия, узбекское руководство сохраняет видимую стабильность, а сам Каримов держит ровные отношения со всеми ключевыми игроками региона. На церемонии открытия Олимпиады в Сочи Владимир Путин тепло поздоровался с Каримовым, прижавшись щекой к щеке на восточный манер, хотя два года назад Узбекистан вышел из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и с тех пор явно дистанцируется от интеграционных процессов Москвы.
За это время режим Каримова наладил отношения с США, которые отменили в отношении Ташкента эмбарго на поставку военной техники.
Ограничения были введены в 2005 году после жесткого подавления узбекскими властями антиправительственных выступлений. Однако в Вашингтоне дали понять, что заинтересованы в поддержании нормальных отношений с Ташкентом после вывода войск из Афганистана и даже пообещали передать этой стране часть военной техники. Поздравляя Узбекистан с Днем независимости в конце августа, госсекретарь США Джон Керри заявил, что Узбекистан «играет важную роль в мире и процветании всего региона».
Американские чиновники даже отмечают успехи в развитии узбекской демократии.