«Подписан протокол о прекращении огня с 18.00 пятницы (19.00 по мск. — «Газета.Ru»). Протокол состоит из 14 пунктов, которые включают в себя все аспекты контроля, обмена пленными и другие вопросы», — сообщают источники, близкие к переговорам. В твиттере президента Украины Петра Порошенко уточняется, что этот протокол — предварительный.
В свою очередь, лидер ЛНР Игорь Плотницкий заявил, что «прекращение огня — это вынужденная мера», отметив, что курс на отсоединение будет продолжен.
Ранее Владимир Путин и его украинский визави озвучили предложения по урегулированию конфликта. Мирный план выдвинули также лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, которые предложили установить бесполетный режим в небе над Донбассом и демилитаризованную зону безопасности, разделенную на пять секторов, при контроле наблюдателей ОБСЕ. Также сепаратисты призвали открыть 7 сентября гуманитарные коридоры для поставок в регион продовольствия.
Доставку гуманитарной помощи, обмен пленными и направление в Донбасс ремонтных бригад после прекращения огня предусматривал и план Путина. Исходный пункт плана российского президента, который он «набросал в самолете в Улан-Батор», — «прекращение активных наступательных операций… на донецком и луганском направлениях».
С самого начала конфликта на востоке Украины Москва настаивала на федерализации соседней страны с увеличением автономии регионов. Лидеры ополченцев, от вице-премьера ДНР Андрея Пургина до премьера Александра Захарченко, настаивали на государственной независимости. Согласно источникам «Газеты.Ru», принципиальные заявления повстанцев так или иначе согласовываются с Россией, так что нельзя исключить, что это заведомо могло быть дипломатической игрой в расчете на получение от Киева максимальных преференций. При этом
Москва неоднократно подчеркивала, что не является стороной конфликта.
Несмотря на то что украинский премьер Арсений Яценюк назвал план Путина попыткой «очковтирательства» и потребовал вывода российских войск с Донбасса, Порошенко с мирным планом согласился.
«Мы постараемся сделать все для того, чтобы остановить агрессию, чтобы остановить огонь, потому что собственно Украина платит самую большую цену каждый день и мы теряем жизни своих солдат, невинных гражданских», — сказал он перед встречей в Минске. Президент пообещал, что Украина останется суверенной, независимой и целостной.
Переговоры в белорусской столице совпали по времени с последним днем саммита НАТО в Уэльсе, на котором альянс пообещал выделить Украине помощь в размере 15 млн евро.
Переговорщики сепаратистов
Состав переговорных групп менялся неоднократно. В июне со стороны ополченцев «контактным лицом» был тогдашний премьер ДНР Александр Бородай. Политолог Алексей Макаркин считает Бородая и близкого к нему экс-главкома ДНР Игоря Стрелкова сторонниками радикальных национал-патриотических взглядов, готовых идти до Львова, поэтому в какой-то момент их пришлось «отодвинуть».
«Изначально была идея создать протогосударственное образование, по духу русское традиционалистское или православно-коммунистическое, своеобразный анклав России, свободный от западных ценностей глобализации, – говорит Макаркин. — Но этого не получилось». Также, по его мнению, «российским властям не понравились разговоры об оттоке националистов с их кумиром Игорем Стрелковым в Москву и рассуждения о том, что главком — пример для России».
Несколько этапов переговоров в Донецке успехом не увенчались, а затем в ДНР руководящие посты заняли местные.
«Национал-патриоты исчерпались, и появилась концепция позиционировать конфликт в Донбассе как внутриукраинский, поэтому подтянули местных уроженцев вместо россиян», — говорит Макаркин. На место Бородая пришел близкий к старой донецкой администрации Александр Захарченко, внезапно уехавшего в Россию Стрелкова сменил донецкий ополченец Николай Кононов.
В пятницу в переговорах приняли участие уже новые лидеры: премьеры ДНР Александр Захарченко и глава ЛНР Игорь Плотницкий. В отличие от вице-премьера ДНР Андрея Пургина, участвовавшего в прошлом раунде консультаций, статус этих фигур в иерархии самопровозглашенных республик явно выше. Участие премьеров в переговорах можно считать попыткой Кремля придать им большую легитимность.
Кроме того, Захарченко и Плотницкий — люди местные, и украинцам должно быть проще с ними договариваться, объясняет логику Макаркин. Политолог характеризует Захарченко как человека непростого, способного маневрировать. Показателен такой случай: недавно к нему приехала украинская певица Руслана договариваться об обмене пленными. Позже она заявила, что Захарченко произвел на нее сильное впечатление, в разговоре постоянно отмечал, что он «свой», украинец, позитивно относился к «евромайдану» и отрицательно — к беглому президенту Виктору Януковичу.
«А перед журналистами он твердый сторонник независимости. Где игра, мы узнаем через какое-то время», — говорит Макаркин.
Переговорщики от Киева
Если у России задача — легитимность республик, то у Киева — сохранение максимального пространства для маневра. От Украины, как и раньше, в Минск приехал бывший президент страны Леонид Кучма.
«Если на этих мероприятиях к Захарченко придется обращаться «господин премьер-министр» и жать ему руку, то это будет делать пенсионер Кучма, который не состоит на госслужбе. Все его формальные проявления дипломатии можно будет дезавуировать как мнение частного лица и сорвать легитимацию сепаратистов.
Однако все подписанные договоренности сорвать будет сложнее. Прекращение огня анонсировал президент Петр Порошенко, и дезавуирование соглашения приведет к опровержению слов президента», — говорит Макарин.
Переговорщик от России
Москву на переговорах представлял посол РФ на Украине Михаил Зурабов, поддерживающий хорошие отношения с украинскими элитами. Политолог считает Зурабова умеренной фигурой, более или менее устраивающей всех.
Козырем для Москвы может стать статус посла: все подписанные им бумаги можно дезавуировать как заверенные чиновником невысокого ранга. А для сепаратистов Зурабов имеет наивысший статус, как человек, назначенный президентом России.
Соблюдение условий перемирия
В самопровозглашенных республиках многие сомневаются, что соглашения можно будет полностью проконтролировать.
«Стороны, ведущие переговоры, не контролируют ситуацию полностью. И в случае срыва договоренностей будут обвинять противную сторону в их неисполнении. В принципе, огонь можно остановить, но локальные бои, скорее всего, продолжатся», — полагает координатор негуманитарной помощи ДНР ополченец Александр Жучковский.
«Приедут инсургенты в Волноваху, поднимут свой флаг. В республиках требуют вывода украинских сил с территорий ДНР и ЛНР. А что есть эта территория — занятые ими половины территории или полностью Луганская и Донецкая область – неизвестно», — согласен Макаркин.