Глава МИД РФ Сергей Лавров отправляется с рабочим визитом в Казахстан. Встреча с министром иностранных дел республики Ерланом Идрисовым пройдет в среду в Усть-Каменогорске — ведущем промышленном центре страны. «В ходе переговоров будут рассмотрены состояние и перспективы развития планового российского-казахстанского сотрудничества, вопросы продвижения евразийских интеграционных процессов и актуальные проблемы международной повестки дня», — сообщили в посольстве России в Казахстане.
Одной из тем обсуждения станет Договор между Россией и Казахстаном о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, подписанный главами государств в ноябре прошлого года. Соглашение предполагает согласованную внешнюю политику, сотрудничество в сфере стабильности и безопасности на евразийском пространстве и в мире, укрепление связей между парламентами, политическими партиями и общественными организациями.
Казахстан сегодня является важным торговым партнером России, занимая третье место по объему торговли среди стран СНГ. Инвестиции из России в Казахстан в 2013 году составили $2,1 млрд, из Казахстана в Россию — $3,9 млрд. Кроме того, в декабре прошлого года между сторонами был подписано новый Договор о военно-техническом сотрудничестве.
Главной темой переговоров по-прежнему остается договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Документ, работа над которым велась почти три года, был наконец-то подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана в мае, однако до конца этого года его должны ратифицировать национальные парламенты трех государств. Только в этом случае он сможет начать функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года.
Однако вопросов в связи с документом у сторон остается предостаточно.
Как ранее писала «Газета.Ru», свои претензии к договору в его экономической части Белоруссия и Казахстан высказывали вплоть до момента подписания бумаги. В частности, горячей темой может стать Нагорный Карабах — камень преткновения в переговорном процессе. В день подписания договора о ЕАЭС Назарбаев предложил Армении присоединиться к Таможенному союзу без Карабаха, в то время как Лавров неоднократно заявлял, что Карабах не имеет отношения к евразийской экономической интеграции.
Разрешить противоречие, связанное с Карабахом, у стран пока не получается. Один из возможных сценариев приводит гендиректор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин: для этого нужно, «чтобы в Евразийском экономическом союзе были и Армения, и Азербайджан, и чтобы гарантом добрососедских отношений со стороны Армении была Россия, а со стороны Азербайджана — Казахстан».
Нагорный Карабах по-прежнему несет весомую угрозу евразийской интеграции, соглашается политический аналитик Института ЕврАзЭС Надана Фридрисон.
«Был такой показательный момент, когда армянские эксперты стали говорить, что Казахстан вообще не имеет права голоса, что Россия, безусловно, на стороне Еревана и что де-юре граница, конечно, будет проведена, чтобы Казахстан молчал, потому что он, конечно, играет на стороне Азербайджана. А де-факто границы не будет, и товары из Нагорного Карабаха спокойно будут поступать на рынки Таможенного союза. Понятно, какую реакцию это вызвало в Азербайджане. И такие тезисы не только стали сталкивать лбами Москву и Астану, но и дискредитировать сам евразийский проект».
Назарбаева интересует и дальнейшая роль самого Казахстана в евразийском проекте.
«У Назарбаева была давняя обида, когда Владимир Путин опубликовал статью об евразийском проекте и не упомянул, что первым его предлагал еще в 90-х годах Нурсултан Назарбаев. И сейчас есть у Казахстана такой небольшой геополитический комплекс, что его отодвинут на вторую роль и Москва займет солирующую позицию и все будет, как она решит», — говорит Фридрисон.
Наконец, политические элиты Казахстана хотят услышать от Москвы заверения, что те экономические проблемы, которые она сейчас имеет с Западом, не отбросят негативную тень на ее ближайших партнеров.
В свою очередь Лепехин уверен, что Москва смотрит намного дальше. «Сейчас начинается геополитическое переформатирование всех международных союзов. И в российском МИДе в рамках БРИКС рассматривается такой вариант — формирование альтернативной «Большой двадцатки». Без участия западных стран. То есть подход такой — в этой «двадцатке» должны быть не только страны с большим ВВП, но и высокой численностью населения. Понятно, о каких странах идет речь. Кроме пяти стран БРИКС это Аргентина, Мексика, Египет, Иран, Турция, Пакистан, Вьетнам и так далее».
При этом, по мнению эксперта, «несмотря на украинскую проблему, при Назарбаеве переориентация Казахстана с России вряд ли возможна».
«Назарбаев мудрый лидер и взаимодействует со всеми — и с Европой, с США, и с Китаем, и с Россией. Но ему комфортно находиться в интеграции именно с Россией, его индустриальный план, принятый в 2010 году, ориентирован прежде всего на Россию. С Китаем гораздо рискованнее, потому что нет комплиментарности экономической. Понятно, что Казахстан сразу станет зависим от Китая по разным направлениям», — объясняет Лепехин.