Иск акционеров ЮКОСа к России был подан в Страсбург еще в 2004 году. Истцы считали, что правительство РФ провело необоснованное начисление налоговых выплат за 2000–2003 годы. Кроме того, оно не предоставило достаточного времени для погашения этих требований, поэтому НК ЮКОС была лишена возможности продать менее значимые активы для оплаты задолженности, что привело к потере ее главного актива – ОАО «Юганскнефтегаз» — и в конечном счете к банкротству. Бывшие акционеры нефтяной компании настаивали на политической подоплеке судебного преследования компании. Свои потери от незаконных, по их мнению, действий российского правительства они сначала оценили в 98 млрд евро, но позже снизили оценку до 38 млрд евро, которые и требовали взыскать с России.
ЕСПЧ принял этот иск к рассмотрению только в 2009 году, а через два года вынес промежуточное решение, в котором признал, что правительство РФ своими действиями нарушило право компании на защиту собственности. Однако политической подоплеки в налоговом процессе против ЮКОСа Страсбургский суд не обнаружил. После вынесения решения он предоставил истцу и ответчику три месяца на формулировку замечаний к нему, а также на достижение внесудебного соглашения. Поскольку этого сделано не было, в четверг ЕСПЧ вынес окончательный вердикт.
Судьи признали, что Россия нарушила европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод человека в части права на защиту собственности. Например, были допущены нарушения при расчете суммы налоговых претензий к ЮКОСу за 2000–2001 годы.
По мнению суда, за 2000 год необоснованная переплата НК составила более 540 млн евро, а за 2001-й — еще почти 570 млн евро. С учетом инфляции, на сегодняшний день сумма причитающейся бывшим владельцам нефтяной компании компенсации составляет 1,3 млрд евро. При этом начисления за 2002–2003 годы суд признал правильными.
Также суд постановил, что при предъявлении налоговых претензий ЮКОСу российское правительство не соблюдало баланс между законными целями исполнительного производства и принятыми для этого мерами. В частности, оно не предоставило компании достаточное время для подготовки к тяжбе по начисленным налоговым претензиям: юристам НК было выделено лишь несколько дней на изучение многотомного дела. Кроме того, ЮКОС был вынужден выплатить семипроцентную обеспечительную пеню за просроченные налоговые выплаты — необоснованно высокую, по мнению страсбургских судей, поскольку стандартной ставкой были 4%. За 2000–2003 пеня составила 1,25 млрд евро. Все это способствовало банкротству компании.
С учетом инфляции, ЕСПЧ насчитал почти 567 млн евро переплаты по обеспечительной пене, которые также должны быть компенсированы акционерам ЮКОСа. Таким образом, общая сумма, которую Россия должна выплатить бывшим владельцам обанкроченной компании, составляет 1 млрд 866 млн евро ($2,5 млрд ).
Российские власти решение ЕСПЧ восприняли ожидаемо негативно, что вполне понятно на фоне вердикта Гаагского арбитража, обязавшего Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа $50 млрд. Минюст настаивает, что начисление и взыскание с нефтяной компании налоговой задолженности было произведено в рамках федерального законодательства РФ, и «не рассматривает данный судебный акт как пример справедливого и беспристрастного подхода к оценке юридических и фактических обстоятельств дела».
«Недоумение вызывает присвоение Европейским судом права определять обоснованность установленного на национальном уровне размера санкций, которые могут применяться к должнику в случае его отказа от добровольного исполнения вступившего в силу судебного решения», — цитирует заявление ведомства ИТАР-ТАСС.
Между тем судья ЕСПЧ от РФ Дмитрий Дедов указывает, что у России имеются возможности избежать выплаты или по крайней мере отложить ее на неопределенный срок.
«Сегодняшнее решение не является окончательным. Оно может быть в течение трех месяцев обжаловано в Большой палате и рассмотрено специальной панелью из пяти судей», — пояснил он «Газете.Ru». Обратиться в Большую палату ЕСПЧ могут как российское правительство, так и акционеры ЮКОСа. «Разбирательство там может идти долго, полтора года как минимум», — отметил Дедов.
Судья считает логичным значительное снижение компенсации акционерам ЮКОСа со стороны ЕСПЧ.
«Меня удивляет в этом деле один момент. Почему акционеры ЮКОСа не обратились с иском к менеджменту? Все проблемы ЮКОСа возникли после того, как он, выпустив на IPO акции, не раскрыл информацию о наличии налоговых исков.
Идет пропагандистская кампания, что во всем виновато государство, а акционеры такие белые и пушистые. Именно поэтому ЕСПЧ принял более сбалансированное решение», — полагает Дедов.