В среду заседание украинского парламента началось с очередной потасовки. Накануне под руки вывели депутата-регионала Николая Левченко, который протестовал против президентского закона о третьей волне мобилизации, сегодня депутаты от «Свободы» потребовали удалить из зала лидера украинской Компартии (КПУ) Петра Симоненко за интервью российским СМИ, в котором он якобы заявил, что украинская власть убила тысячи людей, а в зоне антитеррористической операции убитых разбирают на органы.
После того как Александр Турчинов констатировал, что это невозможно сделать в соответствии с регламентом, националисты вытолкали Симоненко из зала.
Инцидент произошел на следующий день после того, как Верховная рада приняла закон, согласно которому у ее спикера появились юридические основания для роспуска фракции КПУ. В соответствии с принятым законопроектом председатель парламента может распустить парламентскую фракцию в том случае, если в ее составе стало меньше людей, чем в составе самой маленькой из фракций, зарегистрированных во время первой сессии нынешнего парламента.
Это как раз случай коммунистов, которые в действующем составе Рады сформировали самую маленькую депутатскую группу. За последние месяцы из не вышло сразу несколько депутатов, и теперь у Турчинова появились формальные основания для роспуска фракции КПУ.
«Завтра я выполню историческую миссию по ликвидации фракции коммунистов, — объявил Турчинов. — Сутки осталось потерпеть эту фракцию».
Интересно, что принятый накануне законопроект, если впоследствии он останется неизменным, в будущем, по сути, обрекает на роспуск любую фракцию с наименьшей численностью депутатов, если из ее состава выйдет хотя бы один народный избранник.
Стоит напомнить, что еще в мае Турчинов обратился в минюст Украины с просьбой запретить деятельность Компартии, месяц спустя руководство СБУ объявило, что все необходимые документы для этого уже подготовлены, а в начале июля соответствующие материалы были переданы в суд.
Главной причиной для преследования КПУ нынешние власти называют связь ряда ее членов, в том числе действующих депутатов, с самопровозглашенными ДНР и ЛНР. Лидер коммунистов Петр Симоненко в интервью «Газете.Ru» ранее называл попытки запрета борьбой с инакомыслием.
Между тем следующей на очереди вслед за Компартией может стать бывшая при Викторе Януковиче правящей Партия регионов. Несмотря на то что распустить ее фракцию не получится даже в соответствии с новыми изменениями в регламенте, правительственная коалиция предпринимает усилия для изоляции «регионалов» на политической арене. Во вторник депутаты фракции «Батькивщина» заявили, что Рада постарается не допустить на свое закрытое заседание, на котором будет рассматриваться в том числе введение военного положения в Донбассе, не только коммунистов, но и делегатов от ПР.
Председатель правления центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко напоминает, что сама фракция КПУ в нынешнем виде была создана после выборов 2012 года искусственно, путем манипуляций с регламентом, а теперь подобные же манипуляции преследуют целью превратить ее в маргинальную политическую силу. Главная причина, по мнению политолога, в том, что коммунисты своей «откровенной поддержкой сепаратистов вызывали недовольство и в обществе, и в парламенте».
«Важно подчеркнуть, что речь пока именно о роспуске фракции, а не о запрете партии: если дойдет до этого, в этом я ничего хорошего не вижу», — отмечает Фесенко.
Как полагает директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, принятие вчерашнего закона — «не более чем удовлетворение амбиций»:
«Когда люди не могут решить задачи, которые реально стоят перед страной, перед парламентом, то они начинают воевать с коммунистами, Партией регионов, русским языком… Вот звучат призывы: «Давайте добьем гидру сепаратизма». Коммунисты к сепаратизму отношения не имеют, зато им можно дать по морде, а с сепаратистами надо воевать. Расстрелять коммунистов нельзя, значит, надо распустить. Но это бессмысленное решение. У КПУ нет никакой общественной поддержки, так же как и у Партии регионов. Согласно последним опросам, обе политические силы набирают порядка 3–4% голосов».
Впрочем, по мнению эксперта, такой низкий рейтинг еще не означает, что КПУ и Партия регионов не преодолеют на выборах в Раду 3-процентный барьер: «Партия регионов считается предателями, коммунисты — российскими агентами, и люди, которые проголосовали бы за них, боятся об этом говорить. Но вообще не факт, что выборы в Раду все-таки состоятся осенью. На мой взгляд, они будут весной».
По словам Погребинского, если «регионалы» и коммунисты все-таки не преодолеют барьер, часть людей из этих партий могут податься в новые политические проекты, создающиеся в настоящее время и претендующие на часть электората, который голосовал за КПУ и ПР:
«Например, проект «Новая Украина» Сергея Левочкина (экс-глава администрации президента при Януковиче. — «Газета.Ru») и Дмитрия Фирташа (украинский предприниматель, арестован в марте в Вене по запросу ФБР. — «Газета.Ru»). Мне известно, что есть и другие планы на этот электорат. Но дело в том, что значительная часть данного электората ушла вместе с Крымом в Россию, а другая часть находится в Донецке и Луганске. Если эти регионы не будут голосовать на выборах, значит, как от новых проектов, так и от коммунистов с Партией регионов останутся рожки да ножки».
Владимир Фесенко, оценивая электоральные перспективы коммунистов и «регионалов», полагает, что у последних больше шансов выжить, поскольку есть раскрученный бренд и относительно неплохая организация.
«Парадокс в том, что «регионалы» как никто заинтересованы в том, чтобы Донбасс вернулся в Украину, поскольку именно там их реальная электоральная база», —
подчеркивает политолог.