Заседание президентского Совета по межнациональным отношениям, которое состоялось в четверг в Кремле, было посвящено, как объявил Владимир Путин, роли в этой сфере образования, просвещения и культуры. Глава государства сообщил, что в России проживают 30,5 млн человек в возрасте от 15 до 29 лет и от их взглядов зависит будущее национальной политики в стране. «Грамотный, образованный человек в значительной степени застрахован от вируса национализма», — рассудил президент, добавив, что «нам нужна системная работа», которая бы защитила государство от рисков национализма. О том, что эти риски давно существуют и с годами вовсе не ослабевают, Путин предпочел не упоминать. Правительству он напомнил, что до конца года ожидает запуска единой системы мониторинга межнациональных отношений и предупреждения конфликтов на этнической почве.
Вслед за главой государства с серией предложений выступил министр культуры Владимир Мединский. В числе его идей — изменить соотношение часов преподавания русского и иностранных языков в школах в пользу русского, а также реформировать театры юного зрителя в регионах, чтобы там ставились произведения из школьной программы и начали «давать классику без искажения».
«А то гоголевская Русь-тройка неожиданно превращается в троицу алкоголиков, соображающих у помойки, как это было в одном из московских театров», — объяснил последнее предложение Мединский.
Еще одна идея министра — при каждом ДК создать отделы традиционной народной культуры, ведь «только изучая культуру собственного народа, молодежь начинает изучать культуру соседних народов». В качестве наглядного примера того, как изучение народной культуры положительно влияет на молодежь, глава Минкульта привел ситуацию в одном из сел Вологодской области. Там благодаря увлечению жителей народным творчеством «в несколько раз снизилась преступность». Версию о том, что она снизилась благодаря работе полиции, Мединский, похоже, полностью отмел.
Но просьбы и предложения министра культуры, судя по всему, остались неуслышанными: почти все то время, что Мединский выступал, глава государства оживленно шептался с первым замглавы своей администрации Вячеславом Володиным. Министр это видел и с беспокойством поглядывал на президента. Но прервать свою речь, разумеется, не посмел.
Путин повернулся в сторону Мединского лишь тогда, когда тот пригласил главу государства на фестиваль традиционной народной культуры в Сочи. Президента, как выяснилось, смутило его название. «Спасибо, конечно, за приглашение. Но, возможно, я что-то не понимаю… Фестиваль традиционной народной культуры… Так народная культура, она и есть традиционная. Не бывает нетрадиционной народной культуры. Или я че-то не понимаю?» — вновь со смехом повторил президент. Министр почему-то стушевался и ничего не сказал. В связи с этим небезынтересно будет проследить, не изменится ли название мероприятия к моменту его проведения.
Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков порадовал главу государства тем, что, согласно исследованиям, молодые россияне в большинстве своем «довольны нынешней политической ситуацией и считают самой лучшей нынешнюю эпоху — путинскую».
Президент Федеральной национально-культурной автономии греков Иван Саввиди постарался доставить удовольствие президенту другими словами: поблагодарив его «за бескровное воссоединение Крыма с Россией и реабилитацию крымских народов». «Только великие люди способны на исправление ошибок прошлого», — не без пафоса заявил Саввиди.
«Великий человек» в это время что-то деловито записывал в блокнот.
«Я хочу поделиться с вами той болью, которая в последние дни терзает мое сердце», — начал свое выступление журналист Максим Шевченко. Стало понятно, что речь пойдет об Украине.
«Мне кажется, перед нами стоит задача борьбы в том числе за души украинского народа. Мы не можем отдать его нацистам. Защита украинского народа, языка, истории от радикализма — одна из задач России на сегодняшний день» — такова, собственно, была боль. Путин слушал внимательно, но комментировать не стал.
Комментариев удостоилась речь главы Федеральной национально-культурной автономии курдов РФ Фархата Патиева, который говорил, что пренебрегать культурой и традициями других народов нельзя. «Пренебрежение культурой, традициями других народов приводит к тяжким последствиям. Примеры — турецкий Курдистан, Иран, Ливия. Пришли, как слон в посудную лавку. Оттоптались и ушли. Оставили после себя хаос», — медленно и четко выговаривая каждое слово, произнес президент. Что за слон имелся в виду, Путин не конкретизировал. Но едва ли среди присутствующих были те, кто не догадался, о ком идет речь.
Потом выступил глава думского комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев, предложивший создать по аналогии с единым учебником истории единый учебник русского языка. Получил возможность произнести речь и один из разработчиков того самого единого учебника истории, директор Института российской истории РАН Юрий Петров.
«В последние месяцы мы живем в драматической обстановке. Одной из причин тех событий, которые происходят на Украине, стало шовинистическое воспитание, русофобия, — сообщил присутствующим ученый муж. — Русофобскую политику украинские власти вели в течение двадцати лет». По этой логике выходило, что «русофобствовал» и Виктор Янукович, хотя напрямую оратор этого не сказал. В своем дальнейшем выступлении он предложил рецепт решения молодежных проблем. «Рецептов много. Сконцентрируюсь на просвещении и образовании. Хочу подчеркнуть, что правда истории — это лучшая прививка от националистической агрессии и насилия, а также инструмент воспитания российского гражданина», — сказал Петров.
Выяснилось, что «правда истории» уже пишется вовсю. Институт, сообщил его директор, начал составлять историю Крыма, а также «приступил к работе над историей Новороссии».
По стечению обстоятельств эта новость прозвучала через несколько дней после того, как другой искатель «исторической правды», экс-кандидат в президенты Украины, а ныне спикер самопровозглашенного Союза народных республик ДНР и ЛНР Олег Царев, объявил конкурс на создание учебника истории Новороссии.
Путин инициативу Петрова не одобрил, но и не раскритиковал. Сообщение, прозвучавшее из уст ученого, он вообще не прокомментировал. Впрочем, это касается практически всех прозвучавших на заседании предложений. «Любая, самая маленькая трещинка в межнациональных отношениях проходит не по территории, а по сердцу, душе. Это всегда очень чувствительно», — сказал в завершающем слове глава государства и пообещал предложения, с которыми выступили участники мероприятия, «постараться реализовать».
После совещания Юрий Петров вышел к журналистам. На вопрос «Газеты.Ru», с какой целью пишется история Новороссии, ученый ответил следующее: «Чтобы понять, как сформировалась Украина, показать народу, что такое Новороссия. До революции это был регион в составе Российской империи, в котором жило очень много русских. Люди должны историю знать». По словам Петрова, совпадение с объявлением конкурса на написание учебника истории Новороссии случайно: «Я сам удивился, когда об этом конкурсе услышал. Но у нас будет не учебник, а научный труд». На вопрос, когда именно у него родилась идея данный научный труд написать, он предпочел не отвечать.
— Вы с кем-то согласовывали свою инициативу? — уточнила корреспондент «Газеты.Ru».
— С надлежащими ведомствами, — туманно пояснил Петров.
— С Министерством образования? Или с Кремлем?
— Пусть будет с Министерством образования, — «одобрил» ученый. — А Кремль — это слишком расплывчато звучит.
— И сколько томов будет в вашем труде?
— Пока один, — засмеялся Петров.
— А историю ДНР и ЛНР вы случайно не собираетесь написать?
— Да какая у них история, — снисходительно произнес директор института. — Там еще горячо и кровью сочится.
Петров пообещал, что первые наработки по истории Новороссии будут презентованы общественности нынешней осенью. «Вы все услышите и увидите», — заверил ученый журналистов.