Вчера вечером украинский президент Петр Порошенко встретился с руководителями фракций Верховной рады и заявил о своей поддержке идеи досрочных парламентских выборов, отметив, что украинское общество ждет «полной перезагрузки власти». Никаких возражений слова президента не встретили.
Но не все фракции поддерживают досрочное переизбрание Верховной рады. Однако за него выступает Майдан, перечить которому украинские парламентарии не рискуют. Поэтому пытаются отложить выборы всеми доступными способами.
Недаром сегодня утром в Верховной раде появилась инициатива об обращении к президенту для введения военного положения в Донецкой и Луганской областях. Оно может быть введено только по решению подконтрольного президенту Совета национальной безопасности и обороны. Проект обращения к президенту внес депутат фракции «Батькивщины» Андрей Кожемякин. Для принятия документа не хватило восьми голосов.
«Это борьба за власть в Киеве, — считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. — Многие хотят ввести военное положение, потому что тогда не будет досрочных выборов в парламент. Такие люди есть во всех фракциях. Общество хочет перевыборов, а элиты — нет».
С ним согласен глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко: «Это политиканские игры и желание с помощью военного положения сорвать проведение досрочных выборов».
Фесенко уверен, что срыв выборов нужен прежде всего сторонникам Юлии Тимошенко.
«Выгодно это тем, кто это начал. Руководство «Батькивщины» и часть депутатов в них не заинтересованы. Но они должны помнить, что они обещали это своим избирателям, это обещала Юлия Тимошенко», — говорит эксперт.
Он напоминает, что рейтинг «Батькивщины» в мае был 11%, в то время как у коалиции «Солидарности» Петра Порошенко и УДАРа Виталия Кличко — 25% (17% + 8,3%).
Политолог Алексей Блюминов указывает и на других выгодоприобретателей от затягивания ситуации. «Батькивщина» понимает, что она может утратить контроль над парламентом. Но перевыборы невыгодны и Партии регионов, и коммунистам, и перебежчикам из Партии регионов, которые приняли сторону победителей. Почему? Потому что это депутаты из мажоритарных округов, а выборы планируется проводить по партийным спискам. Естественно, они пролетают. Депутаты от того же Донбасса понимают, что если перевыборы пройдут сейчас, без Донбасса, то они теряют тот регион, от которого чисто теоретически могли бы избраться», — говорит Алексей Блюминов.
Во фракции «Батькивщина» не связывают инициативу о введении военного положения и перспективу досрочных выборов. Депутат фракции Александр Бригинец утверждает, что большинство в парламенте поддерживает ввод военного положения.
«В коалиции, которая поддерживает правительство, все — сторонники военного положения. Есть только разночтения, в какой момент его вводить. Выборы и военное положение никак не связаны, поскольку никто не собирается сейчас проводить выборы. Выборы могут пройти в октябре, так что начало кампании придется на конец августа». Бригинец уверен, что завершение конфликта, «уничтожение всех мятежников» — это вопрос ближайших недель.
Соратник Бригинца по фракции, бывший губернатор Луганской области Геннадий Москаль не разделяет его уверенности: «Нужно сначала закончить эту проклятую операцию на востоке. Я пока таких перспектив не вижу. Думаю, это затянется до зимы, а там как бы еще не пришел «генерал мороз». Обуви нет, одежды нет, в палатках жить не будут».
До урегулирования конфликта на востоке проводить выборы нельзя, считает Москаль. «Все у нас понимают, что эта Рада не представляет интересов всего народа. Но есть много условий, которые нужно выполнить для проведения выборов. Или мы проведем их без Луганской и Донецкой областей, и тогда они будут говорить, что Киев не слышит Донбасс. Как можно проводить выборы без семи миллионов граждан?» — задается вопросом он.
По мнению Карасева, военное положение может быть введено, только если Порошенко не договорится о роспуске парламента.
«Сейчас особой потребности в военном положении нет. Зачистка идет, Мариуполь освободили. Потому Порошенко не спешит. Если бы он хотел, он бы вчера ввел его на Совете национальной безопасности. Но этого не было. Нет и медийной подготовки к введению военного положения», — говорит политолог.
Порошенко в перевыборах заинтересован, потому что у него нет в парламенте настоящей опоры, своей фракции. Сейчас, по словам политолога, последует пауза в 7–10 дней. Если у Порошенко не получится договориться о роспуске парламента, он может ввести военное положение. Сегодня Порошенко распорядился выделить 2 млрд гривен на экипировку для подразделений национальной гвардии и вооружение ее бронетехникой.