За бортом остались, в частности, инвестор телеканала «Дождь» Александр Винокуров, муниципальный депутат и журналист Вера Кичанова, замначальника штаба Навального Максим Кац, члены оппозиционной коалиции «За Москву» Ольга Романова и Мария Гайдар.
«Яблочная» площадка была важна для оппозиционеров, потому что, набрав 3% на думских выборах, партия освобождается от необходимости собирать подписи избирателей для выдвижения своих кандидатов. Теперь им придется самим собирать подписи для участия в голосовании..
«Из «Яблока» прислали смску «спасибо за понимание», — сообщил в Twitter Александр Винокуров. — Хотя понимания никакого, конечно, нет. Похоже, что меня просто обманули. Взрослые же люди... Грустно, что так у нас все устроено. Неужели и им «дали команду отключить»? Гайдар, Каца, меня и самих себя. Просто не умею в это поверить».
Партия сказала «не надо»
Замглавы партии Галина Михалева в интервью «Газете.Ru» уточнила критерии отбора. Конкуренция была сильная, и приоритетными для «Яблока» были собственные члены. Даже некоторых из них пришлось разводить по округам в последний момент.
«По каждому из округов было много желающих. У нас в конечном списке есть и представитель «Демвыбора», и «5 декабря», и много гражданских активистов. При отборе кандидатов мы исследовали проблемы округа и уточняли отношению к кандидату в партии. Всех кандидатов проверить, конечно, не успели, многие появились в последний момент. Окончательный список определился только перед региональным советом во вторник. Те, кого мы не выдвинули, очевидно, уступали соперникам».
Михалева уточнила, что многие выступления отвергнутых кандидатов не понравились членам регионального совета партии.
«Например, один из кандидатов выступал против строительства мечети. А мы в «Коалиции против ненависти» активно работаем по вопросам мигрантов, религии, и наш правозащитник Бабушкин был категорически против кандидата. Кто-то из претендентов выступал за введение виз со Средней Азией, что нам тоже не понравилось. Кто-то, как представитель «Партии прогресса» Владислав Наганов, настолько негативно высказывался о «Яблоке» и писал о нас гадости в интернете, и было бы шизофренией выдвигать его. Причем он от этой позиции не отказался. Были ситуации, что кандидаты настаивали на определенном округе. Например, Максим Кац и Николай Кавказский: мы не можем отодвинуть члена партии и «узника Болотной» ради Каца.
Сам Наганов написал в ЖЖ, что изначально позиционировал себя как сторонник Навального, но был готов подписать политический меморандум «Яблока» и технически выйти из партии. Соратник оппозиционера предположил, что «Яблоку» неинтересна победа и партия не готова выставить сильных кандидатов.
Кроме того, он удивился, как партия, позиционирующая себя в сфере борьбы с ксенофобией, выдвинула кандидатуру «яблочника» Дмитрия Тупикина, предложившего Максиму Кацу «выдвигаться в Израиле». В самом «Яблоке» выступление партийца «Газете.Ru» охарактеризовали как неудачную шутку. Сам Кац в ЖЖ полагает, что выбранный «Яблоком» «болотный узник» Кавказский однозначно проиграет выборы единороссу Кириллу Щитову, а подписи без миллиона рублей собрать нереально.
Ольга Романова объяснила «Газете.Ru», что ее переговоры с «Яблоком» закончились давно, и выразила удивление, что в агитационных материалах ее фамилия мелькала до последнего.
«Когда поняла, что переговоры по моему 44-му Таганскому округу никак не двигаются, а в других округах я не пойду (там есть другие сильные и оппозиционные кандидаты), мы с ними разошлись. Я была довольно обескуражена, когда увидела себя в агитационном ролике «Яблока»: мне казалось, мы с ними закончили. Почему они так поступили, не знаю: я заходила в их офис давно и не разбираюсь в их политических интригах».
Сама Романова теперь, как и большинство получивших отказ, будет собирать подписи.
Вера Кичанова, которая также осталась за бортом «яблочного» списка, больше всего удивлена тем, что не выдвигается даже Сергей Митрохин:
«У него самый большой рейтинг в «Яблоке» и был бы шанс пройти, в отличие от большинства списка. Создается впечатление, что «Яблоко» не намерено побеждать на этих выборах».
Претензии оппозиции парировал по пунктам бывший пресс-секретарь «Яблока» Игорь Яковлев.
«Вместо Винокурова взяли муниципального депутата Русакову. С ней давние отношения, это сильная кандидатура, плюс она вчера в партию вступила. Романовой в списках желающих выдвинуться не было, поэтому ее кандидатуру не обсуждали. Кроме того, по Таганке идет сильный кандидат Александр Гнездилов. А из «несистемщиков» выдвинули Варвару Грязнову из «5 декабря» и коалиции «За Москву». Что касается невыдвижения Сергея Митрохина, вопрос в том, тратить ли время на работу в гордуме или готовить партию к Госдуме».
«Внутривидовая» борьба важнее «межвидовой»
Электоральный юрист и технолог Валентин Жмуркин со скепсисом относится к решению «Яблока» отсечь несистемных кандидатов.
«Кичанова, Кац, Винокуров — это не самые острооппозиционные деятели, вряд ли «Яблоко» попросили их не вносить в списки сверху. У некоторых из них есть ресурсы, свой электорат и шанс избраться. Своим последовательным поведением «Яблоко» пытается окончательно выйти из системного поля».
По прогнозу Жмуркина, большинство мест в МГД снова займут единороссы и общественники «списка Собянина»:
«Думаю, в думе появится «Справедливая Россия», может, один-два мандата получат «яблочники»: в любом случае система МГД с 32 единороссами и тремя коммунистами отжила. ЛДПР не пройдет в городскую думу в силу избирательной специфики региона».
При этом шансы несистемной оппозиции невелики из-за скудости финансовых и организационных ресурсов:
«Мне неизвестно о рыночных предложениях от несистемных кандидатов каким-либо серьезным политтехнологам».
Политолог Михаил Виноградов полагает, что для «Яблока» «внутривидовая» борьба снова оказалась важнее «межвидовой». Он напоминает о том, как во время выборов мэра Москвы Митрохин боролся с Навальным куда больше, чем с Собяниным:
«Здесь сочетаются искренность (крайняя ревность ко всем «неяблочным» оппозиционерам) и готовность оказать услугу власти в обмен на статус первой среди непарламентских партий. КПРФ, включив Удальцову (Анастасия Удальцова – «Газета.Ru») в список, теперь в большей степени начинает демонстрировать стремление получить голоса протестного движения, чем «Яблоко»».
Надо отметить, что список КПРФ, обнародованный 6 мая, и правда получился более экзотичным. Помимо тесно связанных с партией кандидатов типа депутата Мосгордумы от КПРФ Андрея Клычкова, Николая Губенко и Владимира Святошенко, туда вошел 25-летний внук вождя Леонид Зюганов, Анастасия Удальцова, националист Сергей Бабурин и даже карикатурист газеты «Завтра» Геннадий Животов.
Константин Калачев уверен, что «Яблоко» только по одной причине отказало большинству непартийных кандидатов в выдвижении на выборах в Мосгордуму, в том числе владельцу телеканала «Дождь» Александру Винокурову и «ряду других вполне проходных кандидатов».
«Митрохин, в отличие от них, абсолютно непроходной. Он просто боится личного поражения и утраты контроля над «Яблоком». Это, видимо, его единственный «бизнес». И ему проще пойти на сговор с мэрией Москвы, которая вполне логично пытается перевести кампанию в договорное русло. Контроль над «Яблоком» — вот главная забота Митрохина. Остальное вторично».
Повестка выборов
Что касается повестки выборов, как и кандидаты от власти, оппозиционеры предпочтут федеральной повестке городскую.
«Здравоохранение, транспорт, образование, бюджет, ТСЖ, ЖКХ, культура — обычная повестка дня, — рассказывает Романова. — Кроме того, я за перенос «Бутырки» из центра города и устройство там музея», — отметила лидер правозащитного движения «Русь сидящая».
Как и у Романовой, в повестке Веры Кичановой превалируют общегордские темы: коррупция, транспортные проблемы, децентрализация власти, роль общественных слушаний и участия жителей в решении проблем района.
Сейчас даже фактически лояльные власти кандидаты могут поднимать острые вопросы городской повестки в ущерб мэрии, как то приватизация центра Москвы, платные парковки, отмечает Жмуркин.
«Повестка у всех городская – чаяния москвичей и нужды города. Муниципальную тему педалируют и несистемные оппозиционеры, пусть несколько острее, — рассуждает технолог. — Даже КПРФ отказалась от «спасения трудового народа» и использует исключительно местные темы, пусть и в своем ключе».