«Мы будем обращаться к нашим сторонникам, но вопрос о бойкоте пока не стоит. Мы все равно попытаемся собрать подписи, хоть уже сейчас очевидно: это будет нелегкой задачей. Власть уже сейчас агрессивно реагирует на попытки независимой оппозиции создать конкуренцию «Единой России», — заявил «Газете.Ru» один из членов коалиции Илья Яшин.
Обыски у оппозиционеров и в «Яндексе» Следственный комитет (СК) провел на следующий день после презентации оппозиционной коалиции «За Москву».
Именно с ее формированием Яшин и его соратники связали обыски. Задача коалиции из 11 кандидатов — мобилизовать сторонников для агитации и сбора подписей. Для участия в выборах каждому кандидату в любом из 45 мандатных округов требуется собрать подписи 3% от общего числа избирателей.
«Кроме того, обыски связаны с содержанием обвинения.
Речь идет не только о претензиях к ребятам, но и о фактическом запрете основного способа сбора денег — пополнения счета через «Яндекс-кошелек», — отметил Яшин.
Изначально оппозиция надеялась на то, что московские власти не будут блокировать регистрацию независимых кандидатов, однако ответом на эти надежды стало введение того самого подписного фильтра.
«Была версия, — сказал Яшин, — что в мэрии работают более либеральные люди, которые выступают за конкуренцию, как, например, на выборах мэра Москвы. Но общая ситуация не внушает дополнительного оптимизма, с другой стороны, добавляет дополнительной спортивной злости. Мы не выкинем белый флаг и будем продолжать подготовку к выборам и добиваться регистрации».
Товарищ Яшина по коалиции «За Москву» Андрей Быстров согласился, что бойкотировать выборы смысла нет.
«Тактика не изменится: мы как действовали открыто и прозрачно, так и продолжим. А сегодняшние события, скорее, наоборот, еще больше сплотили кандидатов и мотивировали их на борьбу. Поэтому бойкота от нас власти не дождутся», — заявил «Газете.Ру» Быстров.
При этом он полагает, что собрать 3% подписей в летнее время хоть и «суперсложная задача, но выполнимая».
«Это зависит как от личной работы кандидата в округе, так и от общекоалиционной истории — насколько эти выборы будут интересны москвичам, настроенным на перемены», — сказал Быстров.
Административного давления он на себе не ощутил, хотя «товарищи, как вы видите, уже ощутили». «Но, конечно, исключать ничего нельзя. Многое будет ясно, когда избирательная гонка начнется официально», — резюмировал кандидат в Мосгордуму.
Политолог Алексей Макаркин рассматривает обыски не только в контексте выборов в МГД, но и как часть общего наступления властей на оппозицию. К нему Макаркин относит и усиление уголовной ответственности за массовые акции, и перекрытие финансирования через интернет посредством «антитеррористического» пакета законопроектов депутата Ирины Яровой. При этом, по его мнению, власть может неповоротливыми действиями следователей, наоборот, раскрутить имена конкурентов.
Несмотря на локальный характер столичных выборов, уверен Макаркин, избирателей будет интересовать позиция кандидатов по поводу Украины и Крыма. Именно этот пункт поставит в неудобное положение многих представителей либеральной оппозиции, негативно или нейтрально отнесшихся к присоединению полуострова и волнениям на востоке Украины.
«Люди будут спрашивать про Крым. Народ, как в советское время, сидит у телевизора, критикует американский империализм и следит за событиями в условном Никарагуа. Как и тогда, люди слабо осведомлены об особенностях внутренней политики, но следят за телевизионной повесткой дня. Вопрос об отношении к Крыму будет значимым, и при любом подозрении людей избирательная кампания будет затруднена. Можно попытаться их переиграть, но если кандидат связан с демократами, с Алексеем Навальным, то общий бренд может перекрыть», — рассуждает Макаркин.
В качестве примера использования патриотической повестки дня он привел заявление муниципального депутата Елены Ткач, сообщившей в пятницу, что Пресненский райсовет официально попросил Владимира Путина признать Донецкую и Луганскую «народные республики».