Лидер правящий партии «Ликуд» 74-летний Реувен Ривлин был фаворитом голосования — в первом туре, состоявшемся сегодня же, он получил 44 голоса парламентариев. Семь лет назад он уже пробовал свои силы на президентских выборах, но тогда с разницей в 21 голос уступил Шимону Пересу. Ривлин — уроженец Иерусалима, имеет диплом юриста. Политик занимал пост министра связи в первом правительстве Ариэля Шарона, а затем (в 2003–2006 и 2009–2013 годах) был председателем кнессета.
На пост президента изначально претендовали пятеро кандидатов. Еще один претендент на этот пост, член левой партии «Авода» Биньямин Бен-Элиэзер снялся с гонки, после того как полиция обнаружила в его сейфе $600 тыс. в рамках проверки жалобы на его деятельность.
Президент в Израиле избирается на один семилетний срок и, хотя и является официальным главой государства, в основном выполняет протокольные функции. В то же время именно он выбирает, кто из партийных лидеров будет формировать правительство страны. За время существования Израиля на этом посту сменилось уже девять человек, включая самого Переса.
И как отмечает журнал Business Week, именно Пересу удалось «наполнить президентский пост престижем, который распространяется далеко за пределы его полномочий».
Ветеран израильской политики, 90-летний Перес кроме поста президента был министром финансов, обороны и, наконец, премьер-министром Израиля. Всего он занимал различные должности в двенадцати составах правительства, а его политическая карьера в общей сложности насчитывает 70 лет.
Соратник отца-основателя государства Бен-Гуриона, он многие годы стоял на жестких позициях «ястреба» и поддерживал расширение израильского присутствия на палестинских территориях, однако годы безуспешной борьбы заставили его вместе с премьером Ицхаком Рабином возглавить процесс мирного урегулирования в Осло в 1993 году. Рабин впоследствии был застрелен крайне правым израильским активистов. Что касается политических взглядов, то Перес был убежденным социал-демократом и многие годы являлся заместителем главы Социалистического интернационала.
Отдавая должное прошлому Переса, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский критически оценивает его нахождение на постах премьера и президента: «Он невероятно амбициозен, невероятно самовлюблен, зациклен на себе и своих идеях. Идея так называемого мирного процесса, которая обернулась провалом для Израиля и абсолютной катастрофой для Палестины… для Переса это пик его карьеры».
В то же время эксперт уверен, что даже после ухода с президентского поста Перес, несмотря на преклонный возраст, останется в большой политике: «Переса как политика хоронили еще в 60-х годах. Хотя тогда он был вполне полезен — стоял у истоков ядерной программы Израиля. В начале 80-х именно Перес и его команда смогли решить тяжелый финансовый кризис».
«Он может заниматься партийными спекуляциями, может опять назваться лидером левого лагеря, может играть на международном поле, не имея официальной позиции и используя свои связи. Интригу он ведет блистательно», — продолжает Сатановский.
Сам Перес говорит, что собирается вернуться в созданный им ранее Центр мира Переса — общественную организацию по защите мира. Но его сторонники надеются, что он станет живым знаменем коалиции левых партий в борьбе против премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
Каким бы ни было политическое будущее самого Переса, президентский пост без него уже будет другим, и газета Times of Israel называет проблему выборов нового президента «сменой несменяемого» Переса.
Перес, к слову, едва ли не единственный из ныне живущих мировых политиков, которым, как говорят люди, вхожие в Кремль, восхищается российский президент Владимир Путин.
В своем поздравлении Пересу по случаю его 90-летия Путин отметил способность юбиляра отстаивать интересы своей страны и одновременно находить компромиссы.
Израильский политолог Авигдор Эскин отмечает, что уходящий со своего поста Перес всегда сохранял «добрые чувства к СССР» даже во времена «холодной войны» и в условиях отсутствия дипломатических отношений: «Знаменательно, что именно Перес и его помощники сыграли решающую положительную роль в деле восстановления дипломатических отношений с СССР в конце 80-х. Он также отличился своей резкой и однозначной позицией против попыток пересмотреть результаты Второй мировой войны», — говорит политолог.
По мнению Теодора Карасика, ведущего эксперта Центра ближневосточного и военного анализа INEGMA в Дубае, Перес был «ведущим драйвером» российско-израильских отношений»: «На своем церемониальном посту Перес проявлял себя как мудрый политик в отношении Кремля как в вопросах международной безопасности, так и в вопросах исторической политики, к примеру в отношении Второй мировой войны. Он относился к России в такой уважительной манере, что нравилось Кремлю. Это важный пункт, потому что премьер Израиля был в этом менее успешен. Переса будет не хватать», — отмечает эксперт.