Проблема контроля над Верховной радой, которая в соответствии с нынешней редакцией украинской конституции фактически формирует правительство, — одна из ключевых для избранного президента страны Петра Порошенко, не располагающего в парламенте собственной фракцией. Это было ясно еще до выборов.
Тактический союзник нового главы государства — фракция УДАР Виталия Кличко. Но она, во-первых, не слишком многочисленна, а во-вторых, пока это союзник именно тактический. Фракция «Батькивщина», фактически правившая страной с момента победы Майдана, тесно связана с ее основательницей Юлией Тимошенко. Кого поддержат остатки Партии регионов, все еще довольно многочисленные в парламенте, тоже неясно.
Именно поэтому еще до своей победы Петр Порошенко анонсировал грядущий роспуск Рады. Однако
вскоре после выборов появились слухи, что вновь избранного главу государства убеждают сохранить парламент и сформировать новую коалицию.
Последнее заседание Рады состоялось почти за неделю до президентских выборов, 20 мая. «Мы закрываем сессионное заседание и продолжим работу в 10.00 в четверг, 29 мая... Будет возможность подвести итоги по проведению выборов президента Украины», — заявил в тот день спикер, и.о. главы государства Александр Турчинов.
То, что в четверг в Раде будут говорить о победе Петра Порошенко, накануне подтвердил и замруководителя фракции Партии регионов Михаил Чечетов. «Сегодня у Турчинова прошло совещание с руководителями фракций, на котором я присутствовал с Александром Ефремовым от Партии регионов. Решили, что завтра в парламенте первым вопросом планируется заслушать выступление председателя ЦИК Михаила Охендовского о ходе президентской выборной кампании и местных выборов. После него выступит министр образования и науки Украины Сергей Квит по вступительной кампании», — заявил «Сегодня.ua» Чечетов.
«Голосования завтра могут быть, потому что правительство на завтра что-то планирует вносить, но эти законопроекты не будут какими-то серьезными», — отметил Чечетов.
Однако украинские наблюдатели не исключают, что если не в четверг, то уже в ближайшие дни может быть объявлено о роспуске Рады. Для того чтобы можно было объявить о перевыборах в ВР, депутаты должны либо не собираться в течение 30 пленарных дней на заседание, либо должно быть заявлено об отсутствии в парламенте коалиции. Сам Порошенко заявил, что
«власть больше не может игнорировать позицию людей, а 85% украинцев требуют роспуска парламента».
Ранее украинские СМИ, ссылаясь на некие неназванные источники, выдвигали предположение, что в четверг о своем выходе из Рады может заявить фракция УДАР.
«Нужно, чтобы по юридическим основаниям президент прошел процедуру инаугурации в действующем парламенте, а к середине июля должно быть принято решение о перевыборах осенью, крайний срок — в декабре этого года, — заявила накануне народный депутат от УДАРа Наталья Агафонова. — Наверное, не стоит ожидать, что завтра Верховная рада сама примет политическое решение о самороспуске. Однако этот шаг надо сделать как можно быстрее».
Директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве России Павел Салин говорит, что, хотя Порошенко и поддерживает вариант с досрочными выборами,
прекращение полномочий нынешней Рады в первую очередь «в интересах Юлии Тимошенко».
«Она остается мощным игроком после президентских выборов. У нее огромный потенциал, она контролирует значительную часть улицы. Но она не стала этим пользоваться, а признала победу Порошенко, ставя именно на выборы осенью. Интерес Порошенко состоит в том, чтобы попробовать выдержать внутренний баланс. В каком-то смысле он готов поделиться с ней полномочиями», — считает Салин.
В то же время президент киевского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко сомневается, что ближайшие дни дадут ответ на вопрос, будет ли Рада распущена.
«Порошенко об этом говорил, но не факт, что Рада с этим согласится — следующий парламент будет формироваться на пропорциональной основе, и многие депутаты просто туда не попадут — на всех партийных списков не хватит. Главная трудность самого Порошенко — отсутствие у него реальной политической силы, которую трудно создать за два-три месяца», — отмечает Ищенко.