Сценарий первый: Порошенко победит в первом туре
О том, что Петр Порошенко станет новым президентом Украины, заговорили почти сразу после бегства Виктора Януковича. Будучи в украинской политике совсем не новичком (вместе с отцом он был в числе организаторов и спонсоров еще первого, «оранжевого», Майдана), он, тем не менее, сумел сохранить имидж человека, относительно не замаранного многочисленными интригами и скандалами последнего десятилетия.
<1>
Прежде всего благодаря тому, что только сейчас вышел на первые роли. Отсюда и лозунг кампании предпринимателя — «Жить по-новому». По данным практически всех социологических опросов, рейтинг Порошенко стабильно и существенно превышает цифры всех остальных кандидатов. Отрыв от Юлии Тимошенко фиксируется на уровне не менее 15%.
Правда, противники Порошенко, а также целый ряд независимых экспертов уверены, что мысль о неизбежности его победы в первом туре абсолютно сознательно внедряется его собственными политтехнологами и сама по себе является частью предвыборной борьбы.
«С наибольшей вероятностью выборы закончатся одним туром, — полагает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — На это работает колоссальный аппарат пропаганды, все телеканалы работают только на это. Так называемая украинская интеллигенция рассказывает, что выбор Порошенко — это способ спасти жизни людей. И административный ресурс, который в руках у людей, уже легших под Порошенко, поможет добрать недостающие проценты».
В общем, технология это или нет, но если хозяин фабрики Roshen действительно станет президентом уже по итогам первого тура, это вовсе не гарантирует ни ему самому, ни Украине спокойной жизни.
По сути, он окажется в политической коллизии, подобной той, в которую попал Виктор Ющенко почти десять лет назад. Только в еще более остром варианте.
И сравнения с Ющенко, которые нет-нет да и звучали во время избирательной кампании, рискуют стать еще более напрашивающимися.
Дело в том, что нынешняя редакция украинской конституции наделяет президента не слишком большим объемом полномочий. Правительство формирует Верховная рада, глава государства имеет право лично назначить только министров обороны и иностранных дел. При этом президент может накладывать вето на законы, одобренные Радой, которое может быть преодолено только двумя третями депутатов. При этом у Порошенко нет пока собственной партии, на которую он мог бы опираться в парламенте, — только тактические союзники по УДАРу Виталия Кличко.
Все это создает условия для серьезных политических конфликтов, которые десять лет назад уже погубили «оранжевую» коалицию.
«Реальные полномочия у президента очень маленькие, — объясняет украинский политолог и журналист Искандер Хисамов, — он не влияет на формирование кабинета министров. У президента, кто бы им ни стал, практически не будет полномочий ни по вертикали через областные и местные горадминистрации, ни в правительстве».
Порошенко знает обо всем этом не понаслышке, так как его разногласия с Юлией Тимошенко, возглавлявшей тогда правительство, были одной из важных частей тогдашней драмы.
И это при том, что тогда Крым еще был частью Украины, в юго-восточных областях не происходили почти ежедневные вооруженные столкновения, а экономика хоть и не блистала, но не была в таком аховом состоянии, как сегодня, не требовала немедленных и тяжелых для населения реформ.
При этом президент, не обладающий сильной властью, остается «важной символической фигурой», то есть, в переводе с политического языка, на него будут сыпаться все шишки за будущие трудности.
С такой перспективой победа в первом туре для Порошенко особенно важна, поскольку в какой-то степени компенсирует дефицит полномочий статусом общенационального лидера.
«Наличие более и менее полноценного президента, у которого мандат, это хорошо для внешней политики, для представительства, возможно, это как-то поможет что-то консолидировать внутри власти, — считает Хисамов. — У него будет авторитет и мандат, с которым можно будет работать».
Сценарий второй: первый тур не выявит победителя
Сколько бы ни говорили о том, что Порошенко обязательно одержит победу уже по итогам первого тура, на самом деле ни одно авторитетное социологическое исследование до сих пор не обещает ему необходимых для этого 50% плюс один голос. А это значит, что второй тур на самом деле вполне возможен.
«Я думаю, что выборы скорее пройдут в два тура, чем в один, — говорит замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Если уж совсем не начнут откровенно рисовать Порошенко, то Тимошенко как-то будет биться».
«Интрига состоит в том, что непонятно, кто пройдет в этот самый второй тур, — полагает Михаил Погребинский. — Более вероятно, что это будет Тимошенко».
Для первой леди украинской политики выход во второй тур критически важен и, может быть, в чем-то даже более выгоден, чем победа.
Добившись его, она подтвердит свой высокий статус, но при этом оставит избранному президенту самому разбираться со всем массивом колоссальных проблем, которые нужно решать здесь и сейчас. А потом вернуться самой снова в белом платье и с косой.
В ее собственную победу, похоже, никто из экспертов не верит, но при этом никто также не сомневается в том, что она постарается использовать ситуацию на полную катушку.
<3>
«Второй тур был бы интересен, особенно для политологов, — уверяет Погребинский. — Мы бы узнали все, что можно было бы вывалить компрометирующего на Порошенко. А этого более чем достаточно. Напомню, что НТВ сделал даже целый фильм про «шоколадного короля». Уверен, что Тимошенко удалось бы донести эту информацию до избирателей».
Искандер Хисамов в свою очередь полагает, что выход Тимошенко во второй тур приведет к дестабилизации ситуации в стране:
«Если она пройдет во второй тур, то будет вести подрывную работу. И это самый опасный фактор. Она будет использовать все возможности парламента, чтобы гнуть свою линию и осуществлять руководство из парламента. А она будет делать такие попытки».
При этом сценарии Порошенко окажется в положении другого бывшего президента — Виктора Януковича, который в 2010 году тоже вышел во второй тур вместе с Тимошенко. И, как и тогда, обращаться придется к Сергею Тигипко, который, по прогнозам, должен занять третье место.
Тигипко — это своеобразный Григорий Явлинский образца 90-х, только наоборот. Тот, имея «золотую акцию» в виде поддержки небольшой, но важной неприсоединившейся части электората, как правило, в итоге не вступал в соглашение ни с кем. А прагматичный Тигипко, похоже, наоборот, готов практически к любым альянсам.
В прошлый раз, в 2010 году, он сумел выторговать себе пост вице-премьера. Не исключено, что сейчас ему найдется место и в команде Петра Порошенко, который, впрочем, будет менее зависим от избирателей, в первом туре отдавших свои голоса за Тигипко.
Если же представить, что во второй тур выйдет сам Тигипко, о чем несколько недель назад говорили некоторые украинские социологи, то, во-первых, это будет с большой вероятностью означать серьезные проблемы для дальнейшей карьеры Тимошенко, а во-вторых, обещает Украине куда более спокойные две недели. Самому Порошенко такой спарринг-партнер, как Тигипко, ничем не угрожает. Скорее это только увеличит вероятность их дальнейшего политического альянса.
Сценарий третий: выборы будут сорваны
Недели, предшествующие голосованию, были заполнены сообщениями о его возможном срыве, поступавшими с самых разных сторон. Противники Тимошенко намекали на то, что она может устроить «третий Майдан» прямо в день выборов или сразу после. Из кругов ее сторонников в свою очередь приходили алармистские слухи о том, что Россия готовит диверсии и чуть ли не теракты с целью сорвать выборы. Наконец, повстанцы на юго-востоке обещали не допустить голосование на Донбассе и в Луганской области, которые они теперь считают независимыми государствами.
Тем не менее сейчас эксперты по большей части считают, что выборы состоятся, что называется, «при любой погоде» — это выражение в разговорах с «Газетой.Ru» регулярно использовали авторитетные собеседники.
«Для того чтобы выборы вообще не состоялись, нужны обстоятельства, превышающие сегодняшний уровень форс-мажора, — уверен Михаил Погребинский. — Что-то должно быть из ряда вон выходящее: либо люди бы побоялись уйти на участки, причем массово, и не только в Донецке и Луганске. Так разогреть страсти в последние дни перед выборами просто невозможно».
С тем, что никто всерьез не собирается срывать выборы, согласен и Владимир Жарихин:
«Вероятность срыва выборов невысока. Если и собирались срывать, то сделали бы это на этой неделе».
«Выборы состоятся в любом случае, — также уверен профессор кафедры политологии национального университета «Киево-Могилянская академия» Алексей Гарань. — Они будут признаны и международным сообществом. Что касается Донбасса, то, судя по сегодняшней информации, голосование на части территории действительно не состоится. Хотя многие люди хотят проголосовать, но не смогут. Но около трети Донбасса проголосует в любом случае».
Тем не менее, учитывая непредсказуемость и стремительность украинской политики, ничего исключать не приходится.
Реальных, а не гипотетических угроз как минимум две: ситуация в юго-восточных регионах, а также действия Юлии Тимошенко, обещавшей устроить «третий тур» на Майдане.
Что касается первого варианта, то даже он, скорее всего, не заставит Киев отказаться от выборов. Так, в субботу на съезде сепаратисты из юго-восточных областей объявили о слиянии «народных республик» в единую Новороссию. Но вряд ли это что-то принципиально изменит и в украинской политике, и в международной оценке выборов. «Даже если сегодня-завтра на юго-востоке страны погибнет сто человек, это не будет основанием для того, чтобы выборы отменить», — считает Погребинский.
Это может несколько изменить в целом благожелательную в последние дни позицию Москвы, но Запад, как говорил «Газете.Ru» высокопоставленный кремлевский чиновник еще несколько месяцев назад, признает выборы, «даже если урны будут установлены только на улице Грушевского».
В случае же агрессивных провокаций сторонников Тимошенко принципиально важной, по мнению Искандера Хисамова, станет позиция ее старых союзников и партнеров — и.о. президента Александра Турчинова и премьер-министра Арсения Яценюка.
«Вот это самая интересная коллизия, — уверен эксперт. — Если же все ее соратники перейдут на сторону избранного президента, то это будет лучше для страны. Но может быть все будет совсем не так, все только начинается».
В любом случае дальнейшая дестабилизация возможно и даже вероятна не только завтра или послезавтра.
«Страна сегодня неуправляема, причем Киев тоже. Не секрет, что Киевская горадминистрация и Украинский дом до сих пор не освобождены. Сколько может еще продержаться страна в условиях отсутствия денег на социалку и бюджетникам, в условиях полной деморализации силовых ведомств, в условиях реальных боевых действий?» — задается риторическим вопросом известный украинский политтехнолог Владимир Грановский, в разное время работавший со многими из нынешних кандидатов.
«Если после выборов продолжится политика силовых действий юго-востоке, то ситуация будет дальше ухудшаться», — предупреждает он.