Романтик в мешке
Хотя Порошенко, согласно социологическим опросам, и является фаворитом гонки, с уверенностью можно сказать, что он самый загадочный из трех кандидатов — и это главный секрет его предвыборной кампании. «Неопознанный политический субъект» — так характеризует Порошенко директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Понять что-то определенное по наиболее важным вопросам из его программы и заявлений практически невозможно, так как вся конкретика опущена.
Вот характерный пример. «Три месяца я отвожу, чтобы отношения с Россией были нормализованы», — заявил бизнесмен на встрече со студентами и преподавателями Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого в Харькове. Как это сделать, кандидат не пояснил, но при этом отметил, что никаких компромиссов по Крыму не будет. К слову, он обещает украинцам вступление в ЕС – пункт, который едва ли понравится Москве: та еще при Януковиче жестко выступила против евроинтеграции Украины.
Его программа — это риторика без конкретных предложений. «Она максимально размыта, потому что Порошенко старался сделать ее электорально привлекательной для всех, — говорит Карасев. — Стратегия – не делать лишних движений, которые увеличивают риск ошибок».
По мнению политолога, благодаря этому Порошенко удалось провести кампанию очень ровно: «Ни с кем не ссорился, старался не обострять, не отвечать на обвинения». И эта ровность может обеспечить успех, считает эксперт.
К примеру, в программе Порошенко сказано, что кандидат считает «целесообразным с целью обеспечения единства украинской политической нации сохранить существующий статус-кво в языковом вопросе». Таким образом, он декларирует приверженность принятому при Януковиче закону «Об основах государственной языковой политики», который депутаты Рады попытались пересмотреть сразу после бегства того из Киева. Тогда и.о. главы государства Александр Турчинов наложил вето на отмену закона. В соответствии с ним русскому языку гарантирован региональный статус, то есть использование наряду с украинским во всех областях, где его считают родным более 10% населения.
Что касается прав регионов, то Порошенко предлагает отказаться от практики назначения губернаторов из центра, а власть в областях передать исполкомам, формируемыми местными советами. Прямые выборы при этом предусмотрены только для градоначальников. О федерализации речи не идет:
«Украина останется унитарным, соборным государством».
Что касается урегулирования ситуации на юго-востоке Украины, то в программе Порошенко об этом не сказано ни слова, но в публичных выступлениях он заявлял, что «юго-восток – это миф, придуманный Кремлем», а жителям восставших областей обещал проведение «законных» референдумов, так как люди «имеют право высказать свою точку зрения» по любому вопросу.
Порошенко — человек в политике совсем не новый. В разное время он успел поработать министром экономического развития, руководителем МИДа, председателем Нацбанка, секретарем совета национальной безопасности. Название предвыборной программы — «Жить по-новому» — предполагает, что о прошлом пора забыть. Во время президентства Порошенко страна будет жить «свободно», «безбедно», «честно» и «безопасно». По мнению Карасева, Порошенко символически «завершает политическую эпоху Януковича».
Водоразделом между этими эпохами стал Майдан. «Порошенко проявил себя там рациональным политиком и теперь пожинает плоды», — говорит Карасев. На это же указывает и директор Школы политической аналитики при Киево-Могилянской академии Алексей Гарань: «Порошенко ассоциируется с Майданом, который поддержал и финансово, и организационно, что было рискованно, но в тоже время он не был ответственен за непопулярные политические решения Майдана» .
По словам Гараня, «Порошенко делает акцент на стабильности и образе прагматичного европейского политика». Он позиционирует себя как эффективный хозяйственник, создатель «одной из самых прозрачных и самых эффективных компаний на территории СНГ» (кондитерскую фабрику Roshen в случае своего избрания он уже пообещал продать), то есть рассказывает об опыте, который позволит успешно руководить страной. Несмотря на сдержанность, при случае Порошенко не забывает упомянуть, что в душе он романтик.
В общем, Порошенко — это кот в мешке. «Все в него вкладывают то, что хотят видеть. Многих ожидает разочарование, а многих — наоборот», — считает Карасев.
Опознанный политический субъект
Тон предвыборной кампании Юлии Тимошеноко — алармистский. «Украинцы одолели диктатуру, однако в наш общий дом пришла другая беда. Российская Федерация, вопреки всем межгосударственным договорам и нормам международного права, осуществила военную агрессию против Украины. Нам нужно немедленно усилить армию и защитить государство», — заявляет экс-премьер.
С пункта об усилении армии и начинается ее предвыборная программа. Тимошенко предлагает принять новую военную доктрину, создать профессиональную контрактную армию, начать строительство жилья для военнослужащих и повысить расходы страны на оборону до 5% ВВП.
Для чего Украине сильные войска, объясняется сразу: предстоит «освободить Крым от российской оккупации». Леди Ю призывает также «ликвидировать все элементы зависимости Украины от России — энергетической, экономической, информационной», после чего «построить дружеские отношения с непутинской, демократической Россией».
То есть, судя по всему, ждать неопределенное время.
«Тимошенко поставила на мобилизацию и войну с Путиным, но это не сработало, — говорит Карасев. — Если бы Путин был Наполеоном, она бы устроила войну 1812 года, но Путин не Наполеон, он не шел с танками в Киев».
В отличие от Порошенко, «Тимошенко очень опознанный политический объект», иронизирует Карасев, указывая, что это создает ей политические проблемы: «Уж очень она узнаваемая: премьер, соперник Януковича, соперник Ющенко. Ее все знают, а «знание умножает печали».
Кроме Путина у экс-премьера есть и другие враги.
«Основной козырь Тимошенко – борьба с олигархами. Порошенко она представляет как олигарха и бьет по этому», — говорит политолог Алексей Гарань.
«Демонополизировать экономику путем перехода от олигархической системы к экономике среднего класса», «перекрыть каналы выведения олигархами из Украины в офшоры миллиардов долларов» и заставить их платить налоги в полном объеме — вот пункты ее программы.
Так как одна из главных целей Тимошенко — реванш, достанется не только олигархам: предлагается «провести люстрацию и привлечь к ответственности судей, прокуроров, работников милиции, всех чиновников, причастных к политическим преследованиям».
Если есть враги, должны быть и друзья. К концу 2014 года экс-премьер обещает подписать в полном объеме Соглашение об ассоциации Украины с Европейским союзом, включая зону свободной торговли и безвизовый режим для граждан Украины, и добиться членства Украины в Европейском союзе в кратчайшие сроки.
Русскому языку Тимошенко, как и ее основной конкурент, обещает официальный статус, но, в отличие от Порошенко, только в тех регионах, где за это выступает подавляющее большинство населения. Еще одна общая черта с программой Порошенко – отменить практику назначения губернаторов и предоставить местным советам право формировать исполкомы. Федерализации тоже не обещается — только расширение налоговой самостоятельности.
Во время войны не до роскоши, поэтому социальными обещаниями программа небогата. Упоминается, например, о внедрении накопительной пенсионной системы и постепенном увеличении размера прожиточного минимума, который должен соответствовать реалиям современной жизни.
Реформы без подробностей
Характер предвыборных программ Сергея Тигипко, напротив, примирительный. Политик склоняется к союзу с Россией и считает, что необходимо «возобновить переговорный процесс во всех сферах деятельности с Россией на прагматической основе и в интересах Украины».
Внешнюю политику он предлагает сделать максимально прагматичной, то есть «прекратить бессмысленные поиски зарубежных покровителей» и «сформировать жесткую и самостоятельную внешнюю политику, используя столкновения интересов и особое буферное положение страны как инструмент влияния».
Русский язык Тигипко обещает сделать вторым государственным, а регионам — разрешить прямые выборы губернаторов. Таким образом, все кандидаты сходятся в том, что именно чрезмерная централизация власти стала одним из главных источников сегодняшних проблем Украины.
Тигипко также неоднократно выступал против «антитеррористической операции», проводимой нынешними властями.
«Тигипко говорит о необходимости компромисса, но в его устах это выглядит достаточно контроверсивно, так как он сам был членом «Партии регионов» и несет ответственность за ее политику», — замечает Гарань.
По словам Карасева, кандидат сделал ставку на юго-восток Украины, но не на политический, а на экономический. «Тигипко — политик, который аффилирован с экономикой. Он был вице-премьером, премьером, главой Нацбанка. У него есть фишка – экономические реформы, и это может сыграть», — считает политолог.
В рамках этих реформ он обещает «внедрить государственные программы по переориентации украинских предприятий на европейские рынки сбыта», создать позитивный инвестиционный климат, «использовать кредиты не на проедание, а на строительство мостов и дорог» и «разработать план снижения энергетической и сырьевой зависимости страны от России». Каких-то более подробных деталей программа не предлагает.
Резюмируя, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко приходит к выводу, что у всех кандидатов «предвыборные программы как таковые отсутствуют».
«Их программные заявления никак не очерчивают будущую политику. Все они просто говорят, что президентом должны быть они. «Тимошенко говорит, что будет хорошим президентом, потому что она против олигархов. Порошенко говорит, что он хороший, потому что олигарх, а Тигипко говорит, что будет хорошим, потому что он перспективный политик», — резюмирует Ищенко.