В этом году в саммите, который проходит один раз в четырехлетие с 1992 года, примут участие главы 24 государств. Один из них — президент Афганистана Хамид Карзай. Хотя он вскоре и покинет свой пост, его речь будет выслушана с повышенным вниманием.
Ведь возможная нестабильность в Афганистане после вывода оттуда войск США и НАТО может затронуть Центральную Азию и всех игроков в регионе, включая Россию, Китай и США.
«Визит Путина в Китай — это кроме огромных сделок, еще и Центральная Азия. И Москва, и Пекин сосредоточены на стабилизации региона после окончания миссии НАТО», — говорит ведущий аналитик центра военных и политических исследований INEGMA в Дубае Теодор Карасик.
В ближайшей перспективе интересы Китая и России в Центральной Азии совпадают, считает он: «Чтобы обезопасить себя, обе страны должны сосредоточиться на стабилизации Центральной Азии, используя как «мягкую силу», так и контроль над границами и контртеррористические операции».
Но, несмотря на общие угрозы, страны ведут политику «конкуренции» в регионе, считает ведущий эксперт по региону Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джефри Манькоф. Пекин продолжает экономическую экспансию и «переориентирует региональные экономики» от России к Китаю.
В то время как Россия в большей степени опирается на военное присутствие в Центральной Азии — базы в Таджикистане и Киргизии, Китай развивает коммерческие связи, создавая десятки совместных предприятий вместе с государствами региона.
КНР также активно наращивает свое участие в нефтегазовых проектах Центральной Азии. Так, в энергетическом секторе Казахстана его доля уже достигает 20–22%. Помимо Туркменистана, откуда Китай импортирует основной объем природного газа, важным партнером выступает и Узбекистан, который в 2015 году намерен экспортировать китайским потребителям 10 млрд кубометров газа в год.
Возможность получать большое количество ресурсов из Центральной Азии – один из факторов, который дает возможность Пекину свободнее торговаться во время газовых переговоров с Москвой, отмечает Манькоф.
Кроме Китая и России интерес к этому региону проявляют и США: после ухода из Афганистана они готовы отдать часть своей техники приграничным государствам Центральной Азии и обещают военное сотрудничество.
На прошлой неделе во время визита в Казахстан и Узбекистан заместитель главы Госдепартамента США Вильям Бернс заверил своих центральноазиатских партнеров, что Америка в любом случае их не бросит. «Мы не можем забыть о важности региона», — заявил Бернс после встречи с властями Узбекистана.
По словам Джефри Манькофа, усилия США направлены на «укрепление суверенитета и независимости» государств региона. Это происходит на фоне снижения их интереса к России. «Такая же ситуация была в 1990-е», — говорит эксперт. Тогда страны Центральной Азии начали активно строить свои отношения с США без оглядки на Москву, которая в то время была больше занята собственными экономическими и политическими проблемами.
Не последнюю роль в снижении этого интереса, по мнению ряда российских и международных экспертов, играют события на Украине.
Особенно озабочен Казахстан, в составе которого находятся территории, некогда входившие в состав России.
Понимая это, Россия устами главы МИДа Сергея Лаврова в конце апреля назвала параллели между Казахстаном и Украиной «неуместными».
При этом обеспокоенностью местных элит активно пользуются США, стремясь укрепить свои отношения с Центральной Азией. После встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым Вильям Бернс отметил, что ситуация на Украине, а также переходный период в Афганистане «способствуют более сильному партнерству между народами».
Ожидается, что кроме Центральной Азии участники саммита затронут и недавний конфликт между Вьетнамом и Китаем в Южно-Китайском море. Отношения между двумя странами обострились в начале мая после того, как Пекин поставил свою нефтяную платформу в районе вьетнамских территориальных вод. Это вызвало протесты во Вьетнаме и спровоцировало нападения на представительства китайских компаний.
На помощь Вьетнаму, бывшему врагу, а сегодня торговому партнеру, поспешили американцы, которые назвали действия КНР «провокационными».
Доктор исторических наук профессор СПбГУ Владимир Колотов считает, что Вашингтон теперь будет активно использовать противоречия между Китаем и Вьетнамом для наращивания своего военного присутствия в Южно-Китайском море: «США будут пугать азиатские страны китайской угрозой и позиционировать себя как защитника униженных и оскорбленных».