Хлопонин, потеряв статус полномочного представителя президента, сохранил за собой пост вице-премьера, курирующего Северный Кавказ. По словам главы президентской администрации Сергея Иванова, возможно, он получит и дополнительные функции.
«Фактически приведены в соответствие системы по трем направлениям: Крым, Северный Кавказ и Дальний Восток, — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — Там везде создана одинаковая структура: министр, полпред и курирующий вице-премьер».
«Все эти решения нужно рассматривать в пакете, — отмечает глава региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. — Фактически центр попытался сложить такой пазл из множества частей. Чтобы их как-то увязать, нужно понимать и в регионах, а также учесть, что может играть свою роль и ситуация, связанная с переформатированием МВД и Внутренних войск. И вроде решили кучу проблем одним махом, но передвинули в итоге одних и тех же людей. И в совокупности все это говорит о том, что кадровой скамейки нет никакой».
Новый кавказский пленник
О возможной потере Хлопониным статуса полпреда наблюдатели начали говорить еще несколько месяцев назад. В качестве причин отстранения Хлопонина от должности источники «Газеты.Ru» в Кремле называют его неэффективность, конфликты с силовиками и плохие отношения с элитами Северного Кавказа. «Хлопонина на Кавказе не уважали. Он так и не сумел себя поставить должным образом», — говорит источник, знакомый с ситуацией.
Остался без полпредского кресла и представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Указом президента он назначен и. о. губернатора Красноярского края – одного из регионов Сибирского округа. Соответственно, выборы в крае пройдут нынешней осенью, а не в 2015 году, как это предполагалось по плану.
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, чье место получил Толоконский, перебазировался в новое ведомство — возглавил Министерство по делам Северного Кавказа. По словам источников «Газеты.Ru», Кузнецова назначили министром лишь с одной целью – «чтобы частично компенсировать Хлопонину его увольнение из полпредов».
«Кузнецов должен будет завершить личные проекты Хлопонина в СКФО, не более», — резюмирует собеседник «Газеты.Ru».
Кузнецов и Хлопонин – давние соратники. Когда Хлопонин возглавлял Красноярский край, именно Кузнецов занимал пост первого вице-губернатора. После назначения бывшего шефа полпредом в СКФО первый вице-губернатор пошел в гору, возглавив регион.
Александр Кынев уверен, что стратегических проблем Северного Кавказа Кузнецову точно не решить.
«Мы имеем фактическое признание неудачи эксперимента с политико-экономическим развитием Северного Кавказа, точнее с тем форматом работы с Северным Кавказом, который был выбран в последние годы. В регионе господствуют в основном силовые и сильно криминализированные элиты — совершенно очевидно, что предпосылок для решения экономических проблем без радикального изменения политико-институциональной ситуации нет. Но полностью закрыть «экономическую» историю центр не мог, поэтому попутно создали вроде как отвечающее за экономику министерство при силовом посредстве и заодно пристроили Кузнецова. Я сомневаюсь, что он чего-то может добиться, и Кузнецову не завидую».
Генерал-полпред
Преемником Хлопонина на посту полномочного представителя президента на Северном Кавказе стал Сергей Меликов – бывший командующий Объединенной группировкой войск в регионе.
Сергей Меликов — кадровый военный, в 1991 году начал службу на Кавказе с должности старшего помощника начальника дивизии, одной из частей Северо-Кавказского округа, затем прошел все командные должности во внутренних войсках МВД России. В качестве командующего Краснознаменной дивизией оперативного назначения (ОДОН) внутренних войск МВД России Меликов принимал участие во второй чеченской компании. Назначая на новую должность Меликова, Путин отметил, что тот «хорошо знает людей на Кавказе».
О личных качествах Меликова служившие с ним офицеры отзываются положительно, на одном из сайтов офицеры называют его «Человечищем, с большой буквы».
По словам Константина Казенина, старшего научного сотрудника Института Гайдара, соавтора прошлогоднего экспертного доклада о положении на Кавказе, назначение кадрового офицера Меликова на должность полпреда надо рассматривать как «разделение функций и акцентов» его ведомства с новым министерством, чтобы, в зависимости от ситуации, власть «могла иметь возможности для ситуативного маневрирования».
«Сам факт, что он знает Кавказ, сыграет позитивную роль, однако важно понять, какой объем полномочий он будет иметь и собирается ли федеральный центр пересмотреть подходы к Северному Кавказу», — говорит эксперт, который отмечает, что «крупные инвестиционные проекты не дали результатов» и в Кремле понимают, что «заваливать Кавказ делами деньгами больше не получится». По словам Казенина, хотя «экономические подходы к Кавказу никуда не делись, местные предприниматели ждут от властей «госсподдержки, не основанной на распиле, и понятных правил игры».
С ним в целом согласен и Александр Кынев.
«Влияние полпредства в последние годы было достаточно небольшим, — отмечает он, — и, по сути, реально ограничивалось территорией Ставропольского края и даже уже — города Пятигорска. Центр, возможно, исходит из того, что силовик на посту полпреда будет лучше восприниматься элитами, которые сами по себе являются полусиловыми с точки зрения своего происхождения».
Кстати говоря, новым полпредом в Сибирском федеральном округе тоже стал кадровый офицер – главком внутренних войск Николай Рогожкин. Во внутренних войсках его сменил Виктор Золотов — охранник Владимира Путина с 1999 года, который в сентябре прошлого года был неожиданно переведен на пост заместителя главкома внутренних войск. Теперь он вновь несколько повышен.
И наконец, еще один силовик, получивший сегодня новый пост, — Александр Колпаков, сменивший Владимира Кожина на посту управляющего делами президента, который тот тоже занимал почти с первых дней президентства Путина.
По словам главы администрации президента Сергея Иванова, новый управделами Александр Колпаков «длительное время служил на высоких должностях в Федеральной службе охраны». Фамилия Колпакова упоминается в документах известного Краснодарского эколога Сурена Газаряна, посвященного строительству так называемого дворца Путина в Геленджике.
Ссылаясь на имеющиеся в его распоряжении документы, эколог в июне прошлого года утверждал, что одна из долей на объекте принадлежит Татьяне Кузнецовой, которая является супругой Александра Колпакова. Пресс-служба тогдашнего премьера Путина заявила, что никакого отношения к дворцу премьер не имеет.
Политик вместо технократа
На посту губернатора Красноярского края у Кузнецова в последнее время возникли серьезные проблемы: несколько источников «Газеты.Ru» прогнозировали, что он, с большой долей вероятности, вскоре лишится этой должности.
Причин тому называлось несколько. Во-первых, конфликтность Кузнецова, сохранившего хорошие отношения только с крупнейшим акционером «Норникеля» Владимиром Потаниным. По сути, лишь на поддержку Потанина у губернатора и была надежда. Однако если олигарх и пытался отстоять Кузнецова, то ему это не удалось. Рассчитывать же на защиту со стороны Хлопонина Кузнецову не приходилось: после назначения полпредом тот значительно потерял в аппаратном весе.
«Здесь все совсем понятно, — считает Кынев, — он не был публичным политиком, он технократ, и почти все его проблемы именно из-за проблем коммуникации с обществом и элитами — если угодно, он был слишком «холодным» руководителем. Возможно, он принимал правильные решения, но не умел выстраивать неформальные отношения».
Кузнецов, по словам источников «Газеты.Ru», умудрился нажить себе врага в лице Сергея Шойгу. В 2011 году во время выборов в Госдуму тогдашний глава МЧС возглавил в крае список «Единой России», однако партия власти выступила неудачно. Министр посчитал, что во многом это вина губернатора.
Осенью 2013 года на выборах в горсовет Красноярска победу в большинстве одномандатных округов одержали представители «Патриотов России», которых контролирует скандально известный бизнесмен Анатолий Быков. Эту историю в Кремле также засчитали в минус Кузнецову.
А недавно Быков публично заявил о своем желании баллотироваться в губернаторы Красноярского края в 2015 году. «В свете новых установок Кремля никого не снимать с выборов «по беспределу» Быкова пришлось бы регистрировать. Значит, Кузнецову нужно было выигрывать у него кампанию. А шансов на это не было никаких», — говорит источник, близкий к Кремлю, объясняя, что единственным выходом в этой ситуации было снятие губернатора и назначение досрочных выборов в крае.
Бороться за пост главы региона теперь придется Виктору Толоконскому. Для экс-полпреда «переброска» в один из регионов округа Сибирского округа, пусть даже крупный и богатый ресурсами, на первый взгляд выглядит как серьезное понижение. Однако руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологи Ростислав Туровский полагает, что это, скорее, «горизонтальное перемещение», отмечая, что «регион достаточно богатый, хоть и находящийся в непростой ситуации, и реальная власть там – это ничуть не хуже, чем достаточно виртуальная позиция полпреда, который по большому счету никакими финансовыми потоками не управляет».
В то же время, по мнению Туровского, решение о назначении Толоконского конъюнктурное. «Никогда, вплоть до самого последнего времени, Толоконский на эту должность не рассматривался», — отмечает он.
Источник в окружении самого Толоконского сообщил «Газете.Ru», что он давно просился на работу в регион, однако не в Красноярский край, а в родную Новосибирскую область.
Однако этого назначения он так и не получил из-за конфликтности и двойной игры, утверждает источник, близкий к руководству «Единой России». По его словам, Толоконский, который в свое время был губернатором Новосибирской области, постоянно участвовал во внутриэлитных разборках, инициатором которых неоднократно сам же выступал. На выборах мэра Новосибирска Толоконский, утверждает собеседник «Газеты.Ru», работал против кандидата от ЕР Владимира Знаткова, тайно поддерживая коммуниста Анатолия Локтя, одержавшего в итоге победу. Этой игры полпреду не простили.
В марте, напомним, досрочно был отправлен в отставку глава Новосибирской области Василий Юрченко. В числе причин его отставки источники «Газеты.Ru» называли как раз-таки внутриэлитные раздоры и опрометчивое решение перенести выборы мэра Новосибирска с сентября этого года на апрель. Уже тогда наблюдатели прогнозировали, что в результате конфликтов среди местного чиновничества победу одержит коммунист. Теперь вслед за губернатором должности лишился и полпред.
По мнению Александра Кынева, для края назначение Толоконского может пойти в плюс.
«Был еще вариант главы Хакасии Зимина, — рассказывает эксперт, — но это был вариант совсем печальный, поскольку хакасский опыт показывает, что Зимин вообще не умеет решать никаких проблем с точки зрения диалога. А Красноярск — это не Хакасия, и такой стиль там бы кончился большим скандалом. Все-таки Толоконский, хотя он и не местный, но он публичный политик, мастер компромисса и неформальных коммуникаций, за ним гигантский политический опыт».
В то же время, считает Ростислав Туровский, у нового губернатора могут возникнуть и определенные проблемы: «Для Толоконского этот пост и определенный вызов, так как он в этом регионе никому не известен, попотеть на выборах ему придется, потому что пока узнаваемость среди избирателей Красноярского края нулевая».
А вот Новосибирской области должно стать полегче.
«Политическая ситуация становится там более понятной, поскольку есть неплохая фигура и.о. губернатора, который, скорее всего, станет губернатором. И есть новый мэр Новосибирска, который демонстрирует свою лояльность и договороспособность. В Новосибирской области расклад создан», — резюмирует эксперт.