Аналитические структуры, приближенные к администрации президента Белоруссии, изучают возможность проведения досрочных выборов главы государства. По закону следующие выборы должны пройти в ноябре 2015 года. При этом никто, включая лидеров оппозиции, не сомневается, что их в очередной раз выиграл бы Александр Лукашенко – технология его победы давно и хорошо отработана. К тому же сейчас реальный рейтинг белорусского лидера вырос на фоне событий на Украине – Лукашенко умело разыграл внутри страны свою традиционную карту «сохранения стабильности».
И тем не менее сейчас предполагается, что выборы президента могут быть перенесены на самое начало 2015-го.
Главная причина, по мнению белорусских экспертов, – нарастающие как снежный ком проблемы в экономике. «Обычная практика для белорусского президента – рассказывать народу, как он хорошо живет в социальном государстве. А перед выборами – повышать зарплату основному электорату – бюджетникам, колхозникам и рабочим госпредприятий, – говорит политолог Виктор Демидов. – В 2010 году перед выборами Белоруссия получила дешевый многомиллиардный кредит от МВФ, что позволило приподнять экономику и повысить зарплаты в период избирательной кампании».
Теперь же, по словам эксперта, отношения Минска с ЕС заморожены, а МВФ недоволен, что его прошлый кредит был потрачен вовсе не на проведение реформ, на которые он выдавался. Остается традиционный спонсор – Москва.
До недавнего времени Лукашенко рассчитывал на получение от Кремля гарантий дальнейшей поддержки экономики Белоруссии. Однако эти надежды рухнули 29 апреля, когда на саммите, посвященном созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), российская сторона ответила отказом на требования белорусского президента дать добро на сохранение пошлины от экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. А это порядка $4 млрд годового дохода. Более того, тормозится даже выдача Россией очередных траншей межгосударственного кредита в $2 млрд, оформленного в конце 2013 года.
«Ситуация в белорусской экономике непростая и продолжает ухудшаться, а к этому еще добавляется то, что в 2014 году страна должна выплатить кредиторам $4 млрд. И это может подтолкнуть Лукашенко на неординарные, непредсказуемые шаги, — считает эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. — Что же касается выборов президента раньше намеченного срока, то такой вариант прорабатывается, но его используют только в крайнем случае. Этим крайним случаем может стать масштабный экономический кризис в России. Если такого кризиса в ближайшее время не будет, то, несмотря на все существующие проблемы, Кремль не откажется от поддержки своего верного партнера».
В любом случае вся практика двадцатилетнего правления Лукашенко показывает: выборы каждый раз проводятся на локальном пике благосостояния. Сейчас про такой пик говорить не приходится, но ресурсов у власти хватит, чтобы обеспечить разовый подъем экономики – но не позже конца 2014 года. Тогда еще можно будет повысить уровень поддержки главы государства населением через повышение зарплат.
Далее же потребуются болезненные экономические реформы – или как минимум резкая девальвация белорусского рубля. А их лучше проводить уже после выборов. Именно так произошло в 2011-м: в декабре 2010-го Лукашенко переизбрался на очередной срок, а уже в апреле следующего года белорусский рубль упал в цене сразу в три раза – и это фактически спасло экспортно ориентированную белорусскую промышленность.
Кроме того, в последние месяцы рейтинг действующего президента заметно вырос на фоне украинских событий. Лукашенко позиционирует себя как гарант сильного государства, который единственный способен обеспечить политическую стабильность в стране. Тем более что официальная белорусская пропаганда постоянно подчеркивает негативные стороны украинского Майдана. К слову, это же страхует Лукашенко от возможного повторения массовых протестов против фальсификаций на выборах. Протесты и последовавшее их кровавое подавление изрядно испортили впечатление от победы белорусского лидера в декабре 2010-го. Но теперь массовые беспорядки можно подавлять в зародыше, не стесняясь применять силу, – все можно будет списать на «недопущение Майдана».
Тем более, опыт переноса голосования у Александра Лукашенко уже есть: 2006 году президентские выборы должны были пройти в июне, но состоялись в марте – за три месяца до срока, что дезориентировало оппозицию, достаточно сильную на тот момент. Дело в том, что согласно белорусскому законодательству более ранний срок проведения выборов не регламентирован, что дает власти широкие возможности для манипуляций.
Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что Лукашенко решится на перенос выборов на более ранний срок. «При анализе белорусской действительности больше приходится пользоваться понятиями из психологии, чем классическим политологическим анализом. По моему мнению, вероятность досрочных президентских выборов достаточно мала, – Алесь Михалевич сам участвовал в выборах 2010 года. – Лукашенко всегда пользовался возможностью отложить выборы главы государства, как это было при их переносе с 1999 на 2001 год. Срабатывает расчет, что вдруг все уляжется. К тому же события с насильственным присоединением Крыма к России добавляют страха, что Москва воспользуется выборами в Беларуси, чтобы сместить белорусского правителя, который пробует проводить относительно самостоятельную политику. Поэтому, на мой взгляд, вероятность их переноса более чем на пару месяцев крайне мала».
С другой стороны, важно и то, что пока сильного альтернативного кандидата оппозиция по разным причинам предложить не может.
«Оппозиция до сих пор не определилась с кандидатурой единого кандидата, хотя обещала это сделать еще в апреле, – говорит Виктор Демидов. – Если выборы перенесут на более ранний срок, Лукашенко сможет вообще не бояться конкурентов – ни один из демократических кандидатов не успеет подготовиться и правильно провести избирательную кампанию».
«Я думаю, что пока белорусские власти не приняли для себя решения по поводу даты будущих президентских выборов. Пока они, вероятно, ждут прояснения нескольких вопросов, – говорит директор по исследованиям белорусского «Либерального клуба» Евгений Прейгерман. – В частности, удастся ли получить какие-то дополнительные деньги от России как бонус за подписание соглашения о Евразийском экономическом союзе. К концу мая здесь должна возникнуть какая-то ясность – тогда можно будет с большей уверенностью рассуждать о возможной дате президентских выборов. Но пока слишком много неизвестных переменных как в экономике, так и в отношениях с Россией, чтобы прогнозировать даже на несколько месяцев вперед».