Во вторник Владимир Путин принял досрочную отставку главы Калмыкии Алексея Орлова и тут же назначил его исполняющим обязанности главы региона, с тем чтобы калмыцкий руководитель смог пойти на выборы уже этой осенью, а не в 2015 году, когда истекали его полномочия.
Высочайшее соизволение отправиться на «досрочку» стало третьим за последнее время. В понедельник мандат на проведение ранней кампании получила губернатор Мурманской области Марина Ковтун, полномочия которой истекали аж в 2017 году, а в конце апреля такого же разрешения дождался глава Якутии Егор Борисов.
Однако и это не конец.
По информации «Газеты.Ru», в течение ближайшего месяца получить добро на проведение досрочных выборов могут еще шесть первых лиц субъектов: губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, Пензенской – Василий Бочкарев, Нижегородской – Валерий Шанцев, Оренбургской – Юрий Берг, Курской – Александр Михайлов, а также глава Республики Башкирия Рустэм Хамитов.
Полномочия почти всех вышеназванных руководителей субъектов истекают в 2015 году. Исключение составляет лишь Кувшинников, чьи полномочия заканчиваются в 2016 году.
Источники «Газеты.Ru», близкие к администрации президента, говорят, что досрочные выборы для шестерки губернаторов уже предварительно согласованы в Кремле. Но последнее слово, разумеется, должен сказать президент. По традиции это происходит во время личной встречи с главой региона.
Так или иначе, окончательно список участников губернаторских выборов-2014 определится к середине июня, когда истекает отведенный законом срок официального назначения избирательных кампаний. На сегодняшний день выборы запланированы в 19 субъектах. Из них в 11 они пройдут в плановом порядке, в остальных 8 по тем или иным причинам раньше намеченного срока.
По мнению экспертов, все шесть глав регионов, которые претендуют на досрочный старт, в случае если получат президентское благословение, могут рассчитывать на победу.
В первую очередь это касается пензенского «воеводы» Василия Бочкарева – одного из немногих губернаторов, которых можно причислить к политическим тяжеловесам, давно находящимся у власти и полностью контролирующим регион. «Думаю, конкурентов Бочкареву найти будет трудно, – рассуждает политолог Михаил Виноградов. – Серьезные оппоненты вряд ли возникнут и у Шанцева, если только не отмобилизуются коммунисты. Но их перспективы в этом плане невелики».
Ситуацию в Вологодской области эксперт расценивает как непростую: в 2011 году на думских выборах «Единая Россия» получила в регионе один из самых низких результатов по стране, и это стоило кресла тогдашнему губернатору Вячеславу Позгалеву, добровольно-принудительно ушедшему в отставку. Тем не менее шансы нынешнего главы региона Олега Кувшинникова на победу Виноградов называет высокими. Губернатор пользуется поддержкой компании «Северсталь», владеющей расположенным в области Череповецким металлургическим комбинатом, а это в значительной степени страховка от появления других сильных претендентов на пост главы области.
Политолог Константин Калачев, говоря о перспективах губернатора Курской области Александра Михайлова, отмечает, что у него низкий личный рейтинг: «Но ему удалось избавиться от всех политических конкурентов, поэтому Михайлову вряд ли кто-то бросит вызов. Имиджевые проблемы есть у Берга (Оренбургская область), а у Хамитова (Башкирия) – проблемы во взаимоотношениях с прежней элитой (глава республики конфликтует со своим предшественником Муртазой Рахимовым. – «Газета.Ru»)».
Тем не менее, резюмирует Калачев, и у Михайлова, и у Берга, и у Хамитова, если они получат поддержку главы государства, есть все возможности провести выборы по сценарию референдума. Иначе говоря, на безальтернативной основе.
Разрешение пойти на «досрочку» – это сигнал со стороны федерального центра местным элитам, что «ставка сделана и попытки раскачать ситуацию не приветствуются». «Экономика входит в период рецессии, и элитам предлагается консолидироваться вокруг тех глав регионов, ставку на которых сделал президент», – резюмирует эксперт.
Впрочем, по его словам, организация досрочных кампаний преследует и другие цели. Прежде всего провести выборы – и это не в последнюю очередь касается проблемных регионов – сейчас, пока ситуация в экономике не ухудшилась еще больше. Кроме того, перед Кремлем стоит задача развести по времени региональные и федеральные кампании.
Частично последняя задача уже начала исполняться.
Так, наибольшее количество кампаний по выборам губернаторов – 28 – по плану должно было пройти в 2015 году – за год до думских выборов. Однако некоторые из запланированных на это время уже состоялись (например, Москва), другие сдвинуты на 2014 год (в их числе Якутия, Новосибирская область, Калмыкия).
Следующий по количеству запланированных губернаторских выборов – 2017 год. То есть год, предшествующий выборам президента. Тогда должны были истечь полномочия 22 глав регионов. Фактически в этих субъектах избирательные кампании пришлось бы проводить в течение трех лет подряд: думские выборы, губернаторские и, наконец, президентские.
Эксперты близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований еще в 2012 году отмечали в своем докладе, что «столь длительный федеральный цикл выборов, первый в российской истории, чреват ослаблением политической стабильности в этих субъектах и нарастанием усталости избирателей к ключевым, президентским выборам».
Согласно предложению ИСЭПИ, все запланированные до 2017 года губернаторские выборы следовало бы провести не позднее осени 2015-го.
2017 год уже начали потихоньку разгружать: намеченную кампанию в Мурманской области за счет разрешения губернатору Марине Ковтун пойти на «досрочку» перенесли на эту осень. Можно уверенно говорить, что часть губернаторских выборов, которые пока еще значатся в графике на 2017-й, впоследствии перенесут на активно освобождаемый сейчас 2015-й. В этом случае в ряде регионов должны будут состояться две кампании подряд – сначала губернаторские, а через год думские, – но зато главным федеральным выборам – президентским – не будет предшествовать обилие губернаторских.
Помимо изложенных в докладе ИСЭПИ есть и другие причины, которыми руководствуется Кремль, разводя по времени федеральные и региональные выборы.
«Например, чтобы возможный высокий антирейтинг губернатора, которому предстоит кампания, не потянул вниз результат главы государства на президентских выборах. Или же чтобы губернатор, который идет на выборы, не разрывался между своей кампанией и федеральной, – говорит источник, близкий к Кремлю. – Наконец, у нас сейчас много глав регионов, у которых либо небольшой опыт проведения кампаний, либо его нет вовсе. Поэтому таких губернаторов лучше сначала прогнать через собственные выборы, чтобы к федеральным у них уже был опыт».