В среду вечером Партия регионов от имени протестующих в Донбассе приняла резолюцию чрезвычайного съезда депутатов всех уровней Донецкой области.
В тексте документа ПР, которая сейчас находится в оппозиции к действующей власти, выдвинула требования к ней: предоставить русскому языку статус второго государственного; утвердить прямые выборы губернаторов; предоставить право регионам самостоятельно проводить гуманитарную политику на своих территориях, предоставить местным вузам автономию.
Регионалы требуют, чтобы сначала эти изменения были проведены через парламент, а затем — вынесены на всенародный референдум.
Их позиция в общем-то выглядит здраво, вот только, как показывают инциденты с политиками от ПР в восточных областях, авторитетом они уже не пользуются даже там.
Политолог Виктор Небоженко полагает, что крупнейшую партию Украины ждет раскол. «Ее будут раздирать на куски. Партийным организациям в Донецке и Луганске придется имитировать дружбу с Россией и сепаратистами. А в центральных и западных областях — тяготеть к независимой Украине», — объясняет он.
Ополченцы в Донецкой области, которых в Киеве официальная власть называет сепаратистами, кажется, сейчас не верят вообще никаким властям.
Политолог, руководитель центра ПЕНТА Владимир Фесенко отмечает: «Регионалы уже не имеют никакого влияния на сепаратистов. Партия регионов боится того, что уже происходит, — неконтролируемого развития ситуации. Они сами не знают, чем это все для них закончится».
«Антитеррористическая» операция, которую в среду должны были проводить украинские правоохранительные органы совместно с армией, провалилась.
В пригороде Краматорска ополченцы сначала разоружили военных, прибывших в регион на шести бронетранспортерах, затем водрузили на БТР флаг Российской Федерации и двинулись на подмогу своим соратникам, контролирующим в городе несколько административных зданий.
По поводу случившегося у минобороны было сразу несколько версий.
Сначала ведомство называло фотографии своей военной техники с триколорами на борту «фальшивкой». Затем глава фракции «Батькивщина» Сергей Соболев заявил, что это был такой хитрый трюк: мол, военные вывесили флаг агрессора, чтобы поближе подобраться к врагу.
Но в конце концов минобороны заявило, что «российские диверсионно-террористические группы и местные экстремисты захватили несколько образцов бронетехники Вооруженных сил Украины». Свою технику солдаты оставили без единого выстрела или потасовки. Более того, никакой агрессии со стороны местных жителей по отношению к ним не было, так что технику они «сдали» протестующим по собственной воле.
Генпрокуратура Украины как-то истерично предупредила граждан, что, если они будут препятствовать выполнению задач военными, те могут применить оружие.
«Предупреждаем гражданских лиц, что попытки захвата воинских частей, оружия и боеприпасов будут караться по уголовному закону, поэтому стоит хорошо осознать неотвратимость наказания за подобные действия», — говорится в сообщении ведомства. Также в прокуратуре пообещали разобраться в том, кто виноват в снижении боеготовности армии. Скорее всего, «крайних» найдут в предыдущем составе руководства минобороны.
В Славянске в плену у сепаратистов находится сейчас около 50 украинских военных. От них требуют сдать оружие, но они пока на уговоры не поддаются. По словам одного из находящихся в плену солдат, которого цитирует «Украинская правда», вооруженные люди уже предупредили военных: «Через месяц-два вся Украина будет под нами».
Основания для таких смелых рассуждений есть. В среду протестующие заблокировали мэрию Енакиево и потребовали проведения референдума о статусе восточных областей Украины до 1 мая.
В Славянске группа спецназа СБУ попала «в засаду».
Представитель контрразведки Виталий Найда отметил, что ее организовали российские силовики, но подтверждения этой информации нет. В Луганской области сторонники федерализации захватили в плен двух украинских военнослужащих. В Новоазовске, самом южном райцентре Донецкой области, состоялся митинг, на котором было принято решение снять со здания горсовета государственный флаг Украины.
В захваченном активистами «Оплота» донецком горсовете в среду уже даже состоялось заседание исполкома. Более того, администрации торговых точек здесь уже получают предупреждения о том, что «молодая Донецкая республика» нуждается «в наполнении народного бюджета, разграбленного киевской хунтой и ее холуями».
Предпринимателям в Донецке неизвестные приносят «манифесты» самопровозглашенной Донецкой народной республики с требованием платить с каждой торговой точки $20 долларов в неделю.
Чтобы помочь своим военным в Донецкой области, туда даже отправился и.о. министра обороны Украины Михаил Коваль. Но, несмотря на упорство властей, им приходится признать: стабилизировать ситуацию на востоке страны Киеву не удается.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что затея с «антитеррористической операцией» Турчинова изначально выглядела провальной. «Все опросы общественного мнения показывают, что восточные регионы на 70–80% не признают власть Турчинова — Яценюка. А их экономическая политика просто создает им новых оппонентов», — говорит эксперт.
В то, что с сепаратистами можно разговаривать при посредничестве политиков из Партии регионов, аналитик тоже не верит.
«Сегодня они не играют никакой роли. Это скорее бутафория», — убежден он. По мнению Охрименко, реальными организаторами и спонсорами протестов являются местные, донецкие бизнес-элиты, которые хотят «заставить Киев поделиться властью».
«Они будут держать юго-восток в напряжении до тех пор, пока новое правительство не пойдет на уступки. Вариантом уступок может быть новая временная конституция, настоящее «коалиционное правительство» во главе с нейтральным политиком», — объясняет эксперт.
Политолог Алексей Блюминов полагает, что в сложившейся ситуации Украина имеет очень мало шансов сохранить себя в прежних границах в качестве унитарного государства. Причина в том, что восток Украины ни в каком случае не хочет, чтобы страна шла в НАТО и ЕС, а на западе и в центре страны господствует мнение, что никаких альтернатив этому пути уже нет.
«Антитеррористическая операция не могла не провалиться. Просто потому, что Киев потерял время.
У центра было полтора месяца для политического урегулирования и поиска платформы для договоренности с местными элитами. Вместо этого центр делал вид, что ничего не происходит и все проблемы в регионе рассосутся после посадки на нары видных регионалов. В тех, кто «мутил воду» в регионе, видели марионеток Ахметова», — объясняет Блюминов.
«Практически весь март максимальным проявлением радикализма в Донбассе были митинги с мордобоем и битьем стекол. Теперь там вооруженные люди берут под контроль местную власть, а местная бюрократическая элита этот контроль теряет. А Киев теряет партнера для переговоров», — добавляет он.
По мнению эксперта, «съезд в Донецке — это «лебединая песня» Партии регионов».
«Видно, что они очень не хотят отрыва Донбасса от Украины, прилагают максимум усилий для поиска компромисса и хотят вписаться в новую, постмайданную реальность. Они пошли даже на то, чтобы заменить требование федерализации на максимальную бюджетную децентрализацию в рамках унитарного государства. Теперь, после того как сформулированы как повестка дня радикальных сепаратистов, так и повестка дня умеренной ПР, мяч перешел на сторону центральной власти, и от ее решений в ближайшие несколько суток будет зависеть, по какому пути будет развиваться ситуация», — объясняет Блюминов.
По его мнению, вариантов развития событий два: «Либо война, либо компромисс на основе платформы ПР и попытка в союзе с ней усмирить радикалов». «Если же Киев отвергнет требования регионалов, он останется один на один с вооруженной донбасской улицей, за которой маячит Москва», — резюмирует политолог.