В обращении парламентариев говорится о том, что в 2006 году граждане ПМР проголосовали за независимость республики и «последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации».
Тогда за независимость ПМР от Молдавии проголосовало 97% населения страны.
Обращение ПМР к Госдуме и президенту Владимиру Путину с просьбой о признании, обоснованной итогами референдума восьмилетней давности, последовало на фоне обострения ситуации на Украине. Общей границы с РФ у ПМР, где многие граждане имеют российские паспорта, нет, однако она граничит с Одесской областью, где сильны позиции пророссийских сепаратистов.
Обострение ситуации на Украине заставило руководство этой страны обратить внимание на ПМР из-за потенциальной опасности проникновения оттуда симпатизирующих сепаратистам ополченцев. В марте киевские власти запретили въезд на Украину из Приднестровья лиц мужского пола, а также транзит грузов для находящихся на территории ПМР российских миротворцев.
Ситуация в Приднестровье стала предметом телефонного разговора между президентом России Владимиром Путиным и президентом США Бараком Обамой.
Как заявил тогда российский президент, «блокада республики приводит к существенному осложнению условий жизни жителей региона, препятствует их передвижению, нормальной торговой и экономической деятельности».
Однако благодаря своему статусу непризнанной республики Преднестровье имеет поле для маневра, что не позволяет Украине присоединиться к «тотальной блокаде» ПМР, отмечает заместитель руководителя Института стран СНГ Владимир Жарихин.
«Известно, что очень много приднестровцев имеют российское гражданство, но малоизвестно, что не меньшее количество приднестровцев имеют украинские паспорта. В этой ситуации, когда статус территории до конца еще не определен, для Украины вводить 100-процентную блокаду Приднестровья — это значит «валить» собственных граждан», — говорит эксперт. По словам Жарихина, если присоединение ПМР к России состоится в условиях украинского кризиса,
«Украина сможет разгуляться, как говорится, по полной».
«Принципиальных возражений-то нет, но в реальной ситуации, когда у нас нет общих границ, может, имеет смысл им немного потерпеть и остаться в этом неопределенном статусе», — объясняет эксперт.
Председатель партии «Единая Молдова», экс-зампред парламента Молдавии Владимир Цуркан считает, в свою очередь, что обращение парламента ПМР представляет собой лишь «декларацию», которую Москва оставит без внимания. «Россия признает Приднестровье частью внеблоковой Молдавии, и никаких практических результатов это обращение иметь не будет», — говорит он. Цуркан называет обращение «войной нервов» и считает, что оно «играет на руку националистам».
Хотя Крым также объявил сначала о своей независимости, был признан Россией, а потом вошел в ее состав, близкие к Кремлю политологи, с которыми поговорил корреспондент «Газеты.Ru», сомневаются, что Москва собирается присоединять Преднестровье.
Профессор Высшей школы экономики, в прошлом сотрудник администрации президента Олег Матвейчев также считает, что, несмотря на то что приднестровские элиты «единодушны в своем желании присоединиться к России, Москва сдерживает этот процесс».
Он полагает, что обращение — это «осторожный шаг» главы ПМР Евгения Шевчука по давлению на Молдавию для снятия блокады.
«На данном этапе мяч на стороне Молдавии. Думаю, там зашевелятся и могут предпринять действия по частичному ослаблению блокады. Если же они не ослабят тиски, то ситуация может пойти по радикальному сценарию, вплоть до вхождения Приднестровья в состав России», — говорит Матвейчев.