Середина дня в воскресенье, престижный киевский район Печерск. У местного военкомата очередь. Десятки мужчин разного возраста добровольно пришли записываться в армию. Девушка на входе регистрирует желающих стать на учет.
Хорошо одетый немолодой человек протягивает в окошко военный билет.
— Проживаю не по месту прописки, хочу сообщить свои данные, — говорит он на правильном русском языке.
— Зачем пришли? — спрашиваю, когда он отходит от окошка.
— Повестки нет, но есть информация, что российские войска введены через границу Украины, поэтому как гражданин Украины я обязан ее защитить, — отвечает доброволец.
Примерно то же говорит 28-летний Роман Синицын, который сегодня уточнял в военкомате информацию о том, когда придет повестка. «Я же давал присягу», — отвечает Синицын на вопрос, охота ли ему идти на войну.
Слово «мобилизация» еще официально не звучит.
О ней на своей странице в фейсбуке в субботу написал секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Парубий. Позже он говорил о частичной мобилизации в интервью центральным ТВ-каналам. С утра в воскресенье сотни добровольцев выстроились в очереди перед военкоматами.
В Печерском военкомате говорят, что всего записали несколько сотен человек. На просьбу уточнить цифру человек в форме отвечает, что, если скажет, у него будут проблемы. «Да разве ж это проблемы по сравнению с тем, что творится», — говорю. «Для моей карьеры в армии — проблемы», — отвечает тот.
Те же, кто пришел сегодня записываться добровольцами, о карьере думают в последнюю очередь. Возле окошка регистрации маркетолог, менеджер по продажам, PR-директор. В понедельник в 7.30 утра им предстоит явиться на сборы, которые продлятся десять дней. Мужчина в замшевых туфлях и очень дорогой с виду одежде — директор гранитного карьера. «Завтра на сборы приду, хотя повестки еще не получал, — говорит он. — Почему? Российские войска появились на территории Украины, это нельзя оправдать ничем».
Угроза войны объединила даже вчерашних противников.
Например, 28-летний киевлянин Руслан во время «евромайдана» протесты не поддерживал, на площадь не ходил ни разу. Теперь вот пришел в военкомат. «Я считаю, что мы сами без России можем навести порядок в стране», — объясняет он. В праворадикальной организации «Правый сектор» (организация запрещена в России), которая объявила мобилизацию по всем регионам, заявили, что будут координировать свои действия с Вооруженными силами Украины, СБУ и МВД.
«Правый сектор» проводит настоящие боевые учения уже второй день. Бойцы учатся вести войну в городе, обращаться с оружием, участвуют в стрельбах.
Очереди в военкоматы не только в Киеве. Украинские СМИ пишут о многочисленных добровольцах в Полтаве и Киевской области.
До конца украинцы не верят, что Кремль все-таки решится проехаться танками по Украине. Наталья, PR-директор общественной организации, чей муж получил повестку, надеется, что ему воевать не придется. 32-летний Ростислав Гаврилов, менеджер киевской компании, вовсе не хочет верить, что придется биться с русскими. «Но если надо, я готов, — тут же добавляет он. — Я буду защищать свою мать и других матерей».
«Это плохое время, чтобы напасть на Украину, — говорит моя коллега, чей муж также собирается в военкомат. — Украинцы победили Януковича, и теперь у нас уже нет страха».