В постановлении Рады говорится о немедленном прекращении применения силы против граждан Украины.
Режим антитеррористической операции был введен на Украине 19 февраля после ожесточенных столкновений в центре Киева. В четверг министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко разрешил силам безопасности применять боевое оружие.
За принятие постановления проголосовали 236 депутатов из 238 собравшихся.
В пятницу депутаты намерены обсудить вопрос о возвращении к конституции 2004 года, ограничивающей права президента в пользу парламента. Об этом сообщил в эфире украинского телевидения вице-спикер Рады Руслан Кошулинский.
Возвращение к конституции 2004 года будет означать перераспределение властных полномочий в пользу премьера и Верховной рады.
В нынешней редакции президент имеет право предлагать кандидатуру премьера на утверждение Рады и без согласования с ней назначать и увольнять своими указами всех министров, а также руководителей областных администраций (губернаторов).
В соответствии с конституцией образца 2004 года кандидатуру премьера представляет президенту парламентское большинство и он обязан внести эту кандидатуру на утверждение Рады. Рада также утверждает кандидатуры министров по представлению премьера.
В ночь на пятницу в администрации президента состоялись многочасовые переговоры с участием Виктора Януковича, представителя российского президента Владимира Лукина, польских и немецких дипломатов, а также лидеров украинской оппозиции.
По некоторым данным, на встрече обсуждалась «дорожная карта» выхода из кризиса. Она предусматривает, в частности, проведение досрочных парламентских и президентских выборов.
Министры иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер и Польши Радослав Сикорский в пятницу планируют провести еще одну встречу с президентом Украины Виктором Януковичем для урегулирования внутриполитического кризиса.
«Переговоры продолжаются. До обеда мы планируем еще одну встречу с президентом», — заявил глава представительства ЕС на Украине Ян Томбинский агентству «Интерфакс-Украина» по завершении продолжавшихся всю ночь переговоров в администрации президента.
Госсекретарь США Джон Керри заявил, что США «осуждают применение силы против гражданских лиц со стороны силовиков».
Он сообщил, что американские власти ввели санкции против лиц, виновных в применении силы, запретив им въезд в США.
«Президент Янукович должен провести серьезные переговоры с оппозиционными лидерами немедленно, чтобы создать переходное правительство, которое имеет широкую поддержку. Это единственная возможность начать трудные, но важные конституционные и экономические реформы, которые необходимы Украине», — говорится в заявлении на сайте Госдепа.
Посол США на Украине Джеффри Пайетт заявил в эфире телеканала CNN в четверг, что американская администрация не поддерживает уход в отставку президента Виктора Януковича, который, по мнению США, должен способствовать созданию в стране нового правительства и изменению конституции.
Согласно данным министерства здравоохранения Украины, которые приводит издание «Украинская правда», с момента начала столкновений 18 февраля по сегодняшний день погибло 75 человек. За это время за медицинской помощью обратился 571 пострадавших, 363 из них госпитализированы, сообщили в минздраве.
В последние дни состав участников «евромайдана» сильно изменился – среди них стали гораздо реже попадаться молодые люди из националистических организаций или футбольные фанаты. Бойцы «Правого сектора» уступили место на баррикадах киевским обывателям и жителям областей, включая восточные регионы. Разбитые на самостоятельные отряды, они не имеют единого управления – действия координируются с помощью объявлений со сцены, которая весь день выполняла функцию радио. Ведущие только успевали зачитывать свежие новости – о том, что во Львове восставшие, взяв под контроль все органы власти, уже патрулируют улицу совместно с милицией, что по всей стране люди выходят на трассы и блокируют проезд к столице автобусов с бойцами внутренних войск и «титушками».
Ненавидят «титушек» еще сильнее, чем милицейский спецназ «Беркут». Их считают не просто врагами, а предателями. «Це титушко же», — недоумевают люди с дубинками, которым более сознательные не позволяют устроить самосуд. Пойманных «титушек» всегда отправляют в лазареты, развернутые по всей территории, контролируемой оппозиционерами. Впрочем, более адекватным названием для этих людей было бы слово «повстанцы».
После утренних боев в четверг, когда вооруженные люди, одетые в форму без опознавательных знаков, открыли огонь из автоматов и снайперских винтовок, прикрывая бегущий под натиском майдановцев «Беркут», лагерь оппозиции в центре Киева только окреп. Кадры этого эпизода в интернете уже видел каждый украинец: прикрываясь отобранными у внутренних войск дюралевыми щитами, под пулями корчатся наступающие вверх по Институтской вооруженные палками, арматурой и обрезками труб оппозиционеры. Все прекрасно знают, что в стане противников режима тоже есть вооруженные пистолетами и охотничьими ружьями люди, но его использование носит характер единичных эксцессов, которые, впрочем, имели место во время утреннего натиска на «Беркут».
Стрельба снайперов, жертвами которой становились в том числе медики с опознавательными знаками, стала для многих пришедших на площадь еще одним переломным моментом.
«Вот це ж суки», — обсуждают между собой поведение бегущих из страны чиновников две женщины лет пятидесяти за моей спиной и тут же откликаются на призыв со сцены отнести горячий чай на дальнюю баррикаду на улице Грушевского. Еды и продуктов, которые привозят и предприниматели на дорогих внедорожниках, и молодые симпатичные украинки, и совсем пожилые старушки, на Майдане хватает всем. Нет проблем и с покрышками для дымовой завесы, которые киевляне подвозят со стороны Бессарабской площади ежеминутно.
Лаборатория по производству «коктейлей Молотова» на Крещатике превратилась в фабрику с филиалами ближе к линии фронта.
Баррикады, на этот раз укрепленные сварными конструкциями и противотанковыми ежами, превратились в настоящие крепостные стены.
Люди на Майдане и те, кто их поддерживает, а других в Киеве встретить сложно, уверены, что их победа близка. «Сам вырыл себе могилу. Украинцы ему этого не простят. А шо в Москве думают, сильны украинцы?» — интересуется сотрудник одного из ЧОП, возвращающийся с Майдана домой, чтобы переночевать.