В предвыборную гонку в Новосибирске включились еще два кандидата. Теперь на пост мэра города претендуют 22 человека. Список соискателей пополнился писателем-футуристом Максимом Калашниковым и коммунистом Анатолием Локотем. Депутат Госдумы от КПРФ является одним из главных оппозиционных кандидатов на пост градоначальника третьего по численности населения города России. О своих притязаниях на кресло городского головы заявили уже три единоросса (один из которых по такому случаю вышел из партии и оставил пост вице-губернатора).
Но пока на сайте Новосибирского избиркома фигурирует только один представитель партии власти — адвокат Александр Бакшаев (который проиграл внутрипартийные праймериз ЕР).
Выборы мэра Новосибирска обещали интригу с самого начала: по плану главу города должны были выбирать в единый день голосования в сентябре. Но затем и их перенесли на апрель, после того как глава региона Василий Юрченко пригласил мэра Владимира Городецкого на пост вице-губернатора по созданию агломерации. Освободившийся пост в качестве врио занял его первый заместитель Владимир Знатков, который останется на этом месте до 6 апреля — дня выборов мэра города.
По мнению экспертов и участников кампании, в переносе «дня икс» на полгода была заинтересована прежде всего местная власть: в регионе традиционно сильная оппозиция, досрочные выборы ощутимо уменьшат срок на предвыборную подготовку, тогда как
в распоряжении кандидата от власти (собственно, единоросса Владимира Знаткова) остаются традиционный админресурс и подконтрольные городские СМИ.
Впрочем, вряд ли новосибирские выборы пройдут по безальтернативному сценарию.
О своих претензиях на пост мэра заявил вице-губернатор Новосибирской области Андрей Ксензов. Для участия в предвыборной гонке он вышел из «Единой России» и оставил пост в областном правительстве. Чиновник пользуется популярностью в городе, и эксперты достаточно высоко оценивают его перспективы.
О намерении баллотироваться также заявили два депутата Госдумы — Илья Пономарев (член фракции «Справедливая Россия») и Дмитрий Савельев (ЛДПР). Еще один удар по консервативному сценарию избирательной кампании оппозиционеры нанесли, заключив коалиционное соглашение о противодействии админресурсу. Его подписали КПРФ, «Народный Альянс», Яблоко, «Патриоты России», «Демократический выбор» и ряд общественных организаций и кандидатов в мэры. Последней присоединилась к коалиции «Гражданская платформа».
Соглашение предусматривает договоренность о том, что непосредственно перед началом гонки все оппозиционные кандидаты снимутся в пользу того, кто будет пользоваться наибольшей поддержкой, — чтобы не распылять голоса.
«Я готов к тому, чтобы снять свою кандидатуру, — сообщил «Газете.Ru» инициатор соглашения Илья Пономарев, который в понедельник внес 6 тыс. подписей избирателей в свою поддержку. — Препятствовать победе протестного кандидата я не буду. Главное в данной ситуации — не личные амбиции, а победа. Остальные, по крайней мере на словах, говорят об этом же».
Стало очевидно, что спокойной кампании не получится. Особенно после того, как в списках кандидатов появился коммунист Анатолий Локоть,
чьи электоральные перспективы признают даже прямые конкуренты.
«На начало февраля на первом месте был депутат Госдумы от КПРФ Анатолий Локоть с рейтингом 30%, — поделился с «Газетой.Ru» социологическими данными Пономарев. — На втором — бывший вице-губернатор Андрей Ксензов. У него 16%. На третьем месте я — 10%. На четвертом месте — кандидат от власти Владимир Знатков с рейтингом 3%.
Низкий результат Знаткова вводить в заблуждение не должен. При активном использовании административного ресурса 25% он точно должен получить. Исходя из динамики, думаю, что шансы этих четырех кандидатов примерно равные».
Один из лидеров гонки, Локоть, уже успел лично пообщаться с первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным, который в прошлом году заявил о курсе на либерализацию избирательного процесса. «Речь (на встрече) шла о выборах, о политической ситуации, — сообщил сам коммунист «Газете.Ru». — Володина интересовали мои оценки ситуации, насколько серьезны намерения мои и партии, что я намерен делать в случае избрания. По сути, он подтвердил, что у меня преимущество на старте. Из его слов следовало, что их интересует встреча со многими кандидатами, но, поскольку преимущество за нами, он сказал, что будут работать с любым кандидатом, который будет избран. Для меня это было важно».
По мнению руководителя департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислава Туровского, публичные заявления Локотя о встрече с высокопоставленным чиновником можно расценивать как своего рода сигнал региональным элитам. «Напрямую на электоральные перспективы это не влияет, — убежден эксперт. — Он прежде всего решает политическую задачу: ему нужно обрести уверенность в качестве кандидата. Как показывает практика, те члены КПРФ, которые стремятся к результату, взаимодействуют с администрацией президента, и это входит в правила игры».
При этом Туровский подчеркивает, что одобрение Москвы совсем не гарантирует коммунисту победы на выборах: «Игра АП может состоять в том, чтобы создать более высокий уровень конкуренции в Новосибирске, но Локотю она не поможет стать мэром».
Эксперт предполагает, что федеральный центр скорее будет разыгрывать нескольких «своих» кандидатов, чтобы продемонстрировать конкуренцию на выборах. И не в последнюю очередь об этом свидетельствует факт одновременного выдвижения Знаткова и Ксензова.
«Изначально конкуренцию в Новосибирске определяет не Кремль, а раскол в элитах, — считает Туровский.
— Москва может воспользоваться этим расколом, чтобы поддерживать различных кандидатов и создавать искусственную конкуренцию. Элиты конфликтуют после смены губернатора — сейчас это противостояние губернатора Юрченко и Виктора Толоконского (полпреда в Сибирском федеральном округе. — «Газета.Ru»). Отсюда и продвижение различных кандидатов. Уход Городецкого был вынужденным — он хотел продолжать руководить городом, но ему не дали. Команды в регионе и их бизнес играют свою игру, и это может приводить к попыткам выдвижения своих кандидатов. Очевидно, будет отсев, потому что раскол элит недопустим для центра. Их попытаются если не помирить, то хотя бы не допустить часть из них до выборов».