Провластное большинство в Верховной раде в четверг не только утвердило госбюджет на 2014 год, но и приняло несколько поправок в Уголовный кодекс, развязывающий власти руки в противодействии митинговой активности.
В частности, граждане, собирающиеся возле административных учреждений, рискуют загреметь под арест на десять суток. Кроме того, ношение шарфов, повязок и шлемов во время массовых акций может закончиться для митингующих 15 сутками ареста.
За установление любых конструкций (читай — баррикад) — 15 суток ареста.
Парламент также ввел норму, согласно которой за движение в автомобильных колоннах численностью свыше пяти машин участникам автопробегов грозит до двух лет тюремного заключения с конфискацией авто. За любое распространение в интернете информации о судьях, сотрудниках правоохранительных органов и членах их семей также можно загреметь за решетку на два года.
За распространение в сети «экстремистских» сообщений их автора могут отправить в тюрьму на срок до трех лет.
Все поправки в законодательство были приняты без предварительного обсуждения. Поскольку оппозиция заблаговременно заблокировала парламент, голосование по законопроектам происходило не с помощью кнопок для голосования, а с помощью рук. Все согласные с поправками депутаты просто поднимали руки вверх.
Закон, авторами которого стали нардепы от Партии регионов Вадим Колесниченко и Владимир Олениник, упрощает процедуру привлечения к административной ответственности за проявление неуважения к суду. Он также предлагает усилить ответственность за действия, связанные с нарушением нормального функционирования транспорта, за нарушение правил проведения собраний и невыполнение требований компетентных государственных органов.
Документ также вносит поправки в Уголовный кодекс: власти усилили ответственность за преступления, связанные с нарушением общественного порядка, вмешательство в работу судебных и правоохранительных органов.
Родственникам украинских судей разрешили выдавать оружие.
Также закон предусматривает продажу на Украине SIM-карт мобильных операторов только по паспортам. Предоставлять услуги доступа в интернет теперь имеют право только те провайдеры, которые получат соответствующую лицензию. Также Национальная комиссия, регулирующая предоставление телекоммуникационных услуг, получила право закрывать доступ к любым сайтам в интернете на основании одного только «заключения экспертов».
Кроме того, в украинское законодательство ввели понятие «иностранный агент».
Ими теперь, как и в России, будут считать все некоммерческие организации, получающие финансирование из-за рубежа. Налоговым органам поручили разбираться с деятельностью этих структур «с особой тщательностью».
В Уголовный кодекс Украины ввели также новую статью 151 про «клевету». Судить будут за статьи, «распространяющие заведомо ложную информацию» не только в СМИ, но и в социальных сетях, блогах. Статья предусматривает лишение свободы на срок до двух лет.
Уголовная ответственность теперь предусматривается и за публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма, а также за снос советских памятников. Максимальное наказание — лишение свободы на срок до пяти лет.
Народный депутат от «Батькивщины» Александр Бригинец называет происходящее «государственным переворотом». «Сегодня, 16 ноября, был уничтожен парламент.
Украина из президентско-парламентской республики превратилась в режим без законодательного органа вообще», — говорит политик.
Лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк заявил журналистам, что теперь страну может захлестнуть новая волна протестов.
Представители власти никаких внятных комментариев относительно сложившейся ситуации не дают.
«В Таможенный союз мы еще не вступили, но «самое лучшее» оттуда уже берем пригоршнями», — говорит независимый украинский политолог Алексей Блюминов.
Политический аналитик Юрий Романенко отшучивается: «Смотрел в окно и вдруг увидел, как на меня грустно смотрит призрак Иосифа Виссарионовича».
«Те законы, которые сейчас приняты, в своем большинстве имеют исключительно психологический эффект, потому что блокирование правительственных зданий и до этого было запрещено, хулиганство и раньше было запрещено», — говорит президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
«В некоторых случаях, например, речь идет о том, что за нарушение общественного порядка можно получить 10–15 суток, а по уже действующему законодательству можно дать и несколько лет. То есть посыл такой, что власти не намерены мириться с определенными действиями оппозиции, но при этом при существующей законодательной базе они уже могли наказывать оппозицию», — отмечает политолог.
Он сомневается, что оппозиция, воспользовавшись поводом, сможет мобилизовать своих сторонников на массовые акции.
«Все уже привыкли, что оппозиция только кричит, но никому от этого ни холодно, ни жарко.
Сторонники оппозиции давным-давно разочаровались в своих вождях, и это самая большая ее проблема», — говорит Ищенко.
«С другой стороны, и действующая власть сейчас не пользуется поддержкой даже своих избирателей. И до тех пор, пока она не изменит свою европейскую ориентацию, поддержки ей никакой и не будет. На сегодня этот Майдан на улице все время сохраняет угрозу для властей: любая провокация, любая случайность может дать очередную вспышку. Оппозиция распускать Майдан не будет, потому что для нее это смерти подобно.
Такое вялотекущее, болотистое состояние, когда одни не разгоняют, а другие не расходятся, будет сохраняться еще достаточно долго», — прогнозирует эксперт.
Кстати, в четверг президент Виктор Янукович, который все еще никак не прокомментировал дневное заседание Рады, заявил о том, что на Всемирный экономический форум в Давосе он не собирается. Украину там будут представлять премьер-министр Николай Азаров и вице-премьер Сергей Арбузов.