В воскресенье украинская оппозиция обещала вывести на центральные улицы Киева миллион своих сторонников. В раздаваемых активистами листовках с призывом к горожанам поддержать протест и прийти на «народное вече» говорилось, что для украинского Майдана это был «последний шанс».
Оппозиция требует освободить незаконно арестованных, по ее мнению, участников событий на Банковой улице 1 декабря, привлечь к ответственности виновных за разгон «евромайдана» 30 ноября, отправить в отставку правительство Николая Азарова, а также провести досрочные парламентские и президентские выборы.
И люди на призыв откликнулись: по данным независимых экспертов, наблюдавших за Майданом с крыш домов на Крещатике, в воскресенье в центре Киева собралось по меньшей мере 500 тыс. человек (МВД оценило численность в 100 тыс.). То есть примерно столько же, сколько было неделю назад, когда на улицы высыпали киевляне, возмущенные силовым разгоном «евромайдана» накануне.
На этот раз повод для мобилизации протестного движения был другой — слухи о возможном присоединении Украины к Таможенному союзу.
На Украине с подачи британского журналиста Эдварда Лукаса стали говорить об этом как о свершившемся факте. Якобы на этой неделе Янукович на встрече с Владимиром Путиным в Сочи подписал соответствующие обязательства. Кремль эту информацию официально опроверг.
30-летний предприниматель в сфере транспортных услуг Анна рассказала «Газете.Ru», что решила выйти на Майдан и поддержать протест после того, как по телевизору объявили, что Янукович согласился вести Украину в Таможенный союз.
«Это же на голову не налазит. Народ бастует, требует Европы, а он творит, что хочет. Лично мне ТС даже выгоднее, чем евроинтеграция, но я не могу сидеть дома, когда нам так откровенно по-хамски плюют в лицо», — говорит она.
Анна привела на улицу всех семерых сотрудников своего офиса. Упрашивать не пришлось.
«Когда объявили о срыве подписания (соглашения об ассоциации. — «Газета.Ru») с Европой, меня это никак не задело. Когда стали показывать кадры избиения людей на площади в прошлую субботу, в воскресенье я не пошел, потому что не хочу быть участником уличной войны, сражаясь за интересы продажных политиков. Но когда Янукович, несмотря ни на что, продолжает мочиться нам на голову, самостоятельно решая судьбу Украины, то тогда каждый начинает понимать: или мы или он», — негодует 33-летний менеджер по продажам Юрий.
В целом, несмотря на большое количество по-настоящему агрессивно настроенных митингующих, вплоть до вечера воскресенья «народное вече» проходило в очень спокойной обстановке.
Ни одной потасовки митингующих со спецназом или с «титушками» за несколько часов митинга не произошло. Драки удалось избежать даже после того, как на одной улице встретились сторонники оппозиции и Януковича. Последние поддерживали президента в Мариинском парке, как признавались некоторые из них, за 200–230 грн в день.
Но ближе к вечеру в районе Бессарабской площади (недалеко от Крещатика) прозвучало сразу четыре взрыва. Как выяснилось позже, это были шумовые гранаты. Кто их разрывал, осталось неясным: милиции в округе не наблюдалось, равно как и разного рода провокаторов, которые отметились на акциях в прошлые выходные. Зато здесь возле памятника Ленину были активисты ультраправой партии «Свобода».
Националисты накинули на монумент несколько тросов и стали раскачивать его из стороны в сторону. Через пять минут памятник вождю мирового пролетариата рухнул на землю.
От него тут же откололась голова, которую схватил неизвестный и унес с собой. Толпа с радостными воплями «Собираем сувениры» и «Давайте разберем его на запчасти!» бросилась к памятнику. В одно мгновение в руках у некоторых националистов, среди которых было много людей в возрасте 30–40 людей, тут же появились кувалды и огромные молоты. Памятник стали дробить по частям, растаскивая камешки по карманам «на память».
На пустующий постамент водрузили национальный желто-синий флаг Украины и красно-черный — националистов.
Попутно Майдан стал скандировать: «Ленина убрали! Уберем и Януковича!»
Впрочем, депутат фракции «Батькивщина» Андрей Шевченко заверил журналистов, что произошедшее «никоим образом не было санкционировано отсюда, с Майдана», и здесь можно «говорить об определенной самоорганизации людей».
Нынешняя попытка снести памятник была не первой. Неделю назад разъяренную толпу «свободовцев» пришлось сдерживать бойцам спецназа «Беркут». На этот раз Ленина никто не защищал: работников правоохранительных органов рядом просто не оказалось.
Лидер фракции Коммунистической партии Украины Петр Симоненко отреагировал на происходящее моментально. «Мы восстановим и установим на пьедестал фигуру Владимира Ильича Ленина, который сделал очень много, чтобы Украина была суверенной и независимой. Только политические негодяи не знают, что он сделал, чтобы Украина, пользуясь его концепцией права народа на самоопределение, получила независимость», — пообещал он.
Сотрудники правоохранительных органов уже завели уголовное дело по факту сноса памятника — по части 1 статьи 294 УК Украины «Массовые беспорядки». Установленный в 1946 году монумент охранялся государством.
Воскресный митинг, кажется, вдохнул в Майдан новую жизнь: активисты стали с энтузиазмом устанавливать новые палатки — на улице Банковой, где находится администрация президента,
и прямо на проезжей части на улице Грушевского, где расположено здание кабинета министров и Верховной рады. Обе улицы с обеих сторон обложили «укреплениями» из мусорных баков, бревен и металлической арматуры.
«Отступать нам уже некуда. После тех репрессий, которые начала власть, мы не можем не довести это дело до конца. Ведь Янукович нас всех пересажает», - заявил «Газете.Ru» 62-летний львовянин Тарас Алексеевич.
В воскресенье Служба безопасности Украины через свою пресс-службу заявила, что начала расследование «в связи с действиями, направленными на захват государственной власти в Украине».
Активисты опасаются, что многим из них теперь грозит от пяти до десяти лет лишения свободы.
Оппозиция сообщала в воскресенье, что якобы власти обсуждают санкционирование режима ЧП. «Попытки введения чрезвычайного положения являются не чем иным, как государственным переворотом Виктора Януковича (по закону такое решение президент может принять только с согласия парламента. — «Газета.Ru»)», — заявил лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк.
В случае такого развития событий, как говорится в обращении к народу Штаба национального сопротивления, «опираясь на волю народа, [Штаб] будет считать президента, кабинет министров, другие органы государственной власти нелегитимными и вынужден будет взять на себя всю полноту ответственности за ситуацию в стране».
В воскресенье «евромайдан» также выбрал на должность «революционного коменданта» —
депутата парламента от оппозиционной партии «Европейская партия Украины» Николая Катеринчука.
«Революция побеждает только тогда, когда она побеждает в столице, и мы с этого дня должны контролировать в Киеве каждую улицу, каждый двор, каждый уголок», — заявил депутат на митинге.
«Мы должны поставить блокпосты на всех въездах в Киев. Мы должны контролировать передвижение вооруженных формирований и милиции. Они должны спрашивать у вас разрешения, могут ли они куда-то ехать или нет», — сказал он.
В свою очередь, Арсений Яценюк сообщил в воскресенье журналистам, что чиновников в пикетируемые административные здания в Киеве будут пускать, только если они придут на работу пешком.
«Мы приняли решение: это (правительственный квартал) — пешая зона. Захотят проходить — пусть проходят, но пешком», — сказал депутат. При этом он подчеркнул, что ни одно административное здание не захвачено, а лишь пикетируются протестующими. «Эта ночь и завтрашний день являются определяющими», — подчеркнул Яценюк.
МВД Украины в воскресенье напомнило, что участники мирных акций не должны нарушать права других людей, блокировав движение по улицам. «Такие действия могут привести к уголовной ответственности», — предупредили в министерстве.
Вечером в воскресенье Майдан пустел не так быстро, как в предыдущие дни. Еще в 20.30 по местному времени (22.30 мск) на Майдане оставалось порядка 100 тыс. человек. Люди веселились, праздновали «победу над совковой опухолью Украины», слушали выступающих на сцене музыкантов и танцевали.
А когда становилось совсем холодно, начинали прыгать на месте и кричать: «Хто не скаче — той москаль».
На украинский Майдан вновь вернулся оптимизм. Правда, довольно сдержанный. Сами митингующие сегодня достаточно часто обсуждали будущее протеста: многие понимают, что легитимных, юридических способов избавиться от Януковича у них нет (если он, конечно, сам не уйдет в отставку, во что никто не верит), а на радикализацию протеста и погромы не готовы ни оппозиционные лидеры, ни большинство самих митингующих.