За поправки в Конституцию, предусматривающие объединение Верховного суда (ВС) и Высшего арбитражного суда (ВАС) проголосовал 351 депутат (при необходимых 300 голосах), против — 95. Ожидается, что второе чтение законопроекта может состояться уже 20 ноября.
Законопроект, предусматривающий упразднение ВАС в течение шести месяцев с момента внесения соответствующих поправок в Конституцию и передачу его полномочий в юрисдикцию вновь создаваемого ВС, был внесен президентом Владимиром Путиным 7 октября.
Слияние судов необходимо для унификации судебной практики, объяснил во вторник депутатам полпред президента РФ в Госдуме Гарри Минх. «В настоящее время арбитражные суды и суды общей юрисдикции обладают по целому кругу вопросов так называемой пересекающейся компетенцией, что иногда приводит к тому, что, используя одни и те же материальные нормы, суды, те или иные, приходят к достаточно неодинаковым выводам», — сказал он.
Глава конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин («Единая Россия») заверил, что «элементы обеспокоенности», содержащиеся в критическом отзыве ВАС на президентский законопроект, будут учитываться при дальнейшей работе над законодательством в случае принятия этого закона.
В частности, в ВАС считают, что предложенная реформа приведет к упразднению не только ВАС, но и всей системы арбитража. Кроме того, в отзыве отмечается, что корректировка законодательства должна осуществляться единовременно, проект же содержит перечень из 28 законов, в которые лишь в будущем потребуется вносить поправки.
Депутат Дмитрий Гудков («Справедливая Россия») спросил Минха, почему не были учтены замечания судей ВАС. «Есть принцип: никто не может быть судьей в собственном деле. ВАС как раз находится в этой нелегкой ситуации… Оценка ВАС, направленная в Госдуму, касается того, чего еще нет – пакета законов, которые будут внесены позднее, если этот закон будет одобрен и пройдет процедуру согласования и одобрения в субъектах», — ответил полпред президента. Напомним, для внесения поправок (в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть») необходима также поддержка двух третей законодательных собраний субъектов России.
Президентский законопроект нашел поддержку у всех фракций, кроме КПРФ. Коммунистов больше всего волновала конспирологическая версия появления этой инициативы.
«Ходили слухи, что объединение судов готовилось под Дмитрия Медведева. Так это или нет?» — спросил коммунист Николай Рябов.
«Главная задача — это повысить эффективность деятельности судебной системы. А в дальнейшем посмотрим», — ответил Минх.
«Весомых причин для того, чтобы проводить эту реформу, нет, и их не смог назвать даже президент… Проект грандиозной реформы предлагается практически без должной проработки и аргументации», — заявил коммунист Юрий Синельщиков в своем выступлении от фракции.
По его словам, объединение производит впечатление имитации реформы, так как сегодня главная задача реформы судов — это «сделать их независимыми от исполнительной власти и от взяток». Кроме того, депутат обратил внимание на то, что проведение этой реформы потребует значительных средств.
Помимо прочего президент предложил закрепить за собой право вносить в Совет Федерации кандидатуры не только генпрокурора России, но и его заместителей. Также он сам хочет назначать и увольнять прокуроров субъектов федерации. Согласно законопроекту, назначение на должность региональных прокуроров осуществляется президентом России по представлению генпрокурора, согласованному с субъектами РФ. Сейчас региональных прокуроров назначает генпрокурор страны.
Эти предложения также были раскритикованы коммунистами. Юрий Синельщиков отметил, что до внесения законопроекта в Госдуму никаких разговоров о необходимости реформирования прокуратуры не велось. Депутат процитировал комментарий региональной общественной организации ветеранов генпрокуратуры: «Полагаем, что предложенные президентом реорганизации прокуратуры имеют своей целью продолжающееся в последние годы ослабление ее роли в стране и направленны на ликвидацию прокуратуры как единой и централизованной системы».
Коммунист Олег Куликов отметил, что дальнейшее сосредоточение государственных структур под контролем одного лица – президента – ни к чему хорошему не приведет.
Владимир Плигин с ним не согласился: по его мнению, президентские поправки будут способствовать усилению роли прокуратуры.
Позицию коммунистов разделяет депутат Дмитрий Гудков, который отметил, что законопроект предлагает объединить «не очень хорошее с очень плохим», имея в виду под последним Верховный суд.
Депутат Сергей Иванов, представляя позицию либерал-демократов, сказал, что «вокруг этого законопроекта зря палки ломаются», потому что на практике в системе работы судов ничего не изменится. Он сообщил, что фракция поддерживает законопроект. Его коллега Ярослав Нилов (ЛДПР), в свою очередь, продемонстрировал собравшимся статуэтку богини правосудия Фемиды.
Депутат от «Справедливой России» Александр Агеев в выступлении от фракции поддержал законопроект, однако предложил ряд изменений. В частности, по его словам, мировые судьи должны избираться, а для прозрачности судебных процессов необходимо ввести обязательную аудиозапись процессов, как это организовано в системе арбитражных судов. Депутат подготовил поправку, направленную на соблюдение паритета при формировании квалификационной коллегии, которая будет отбирать новый состав ВС. Агеев не согласен с президентским законопроектом в том, что в составе коллегии будет доминирующее большинство судей судов общей юрисдикции.
Поправки к законопроекту будут собираться до 15 ноября (это решение нарушает регламент Госдумы, согласно которому срок представления поправок, как правило, не может быть менее 15 дней после первого чтения).
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сообщил «Газете.Ru», что «улучшить этот проект невозможно, можно только голосовать против него».
«Вопросы о поправках имели бы место и значение, если бы не было такого дружного голосования со стороны наших оппонентов, а при таком раскладе перспективы повлиять на изменение законопроекта или внесение поправок нет», — отметил он.