Президент Владимир Путин в понедельник внес в Госдуму законопроект об объединении Верховного суда (ВС) РФ и Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ. Поправки требуют изменения девяти статей Конституции страны.
Впервые об объединении ВС и ВАС, которые вскоре переедут в Санкт-Петербург, Путин заявил на Петербургском экономическом форуме в июне этого года. Это слияние он объяснил необходимостью унификации судебной практики.
В документе, внесенном на рассмотрение депутатов, предлагается за полгода после принятия закона упразднить Высший арбитражный суд, передать все рассматриваемые им вопросы в юрисдикцию Верховного суда. Напомним, ВС является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС рассматривает экономические споры.
Согласно проекту закона о поправке к Конституции России «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»
новый состав Верховного суда будет состоять из 170 судей, которых отберет специальная квалификационная коллегия из 27 членов. Коллегия будет сформирована следующим образом: один представитель от президента РФ, по одному от Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов, остальные 24 члена должны избираться советами судей субъектов России из своего состава.
Коллегия объявляет через СМИ о вакантных должностях судей Верховного суда, рассматривает заявления претендентов и представляет кандидатов президенту. Прием квалификационного экзамена на должность судьи ВС осуществляет специальная экзаменационная комиссия из 11 членов. В ее состав входят три члена комиссии, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых советами судей субъектов РФ.
Для внесения поправок (в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть») необходима поддержка двух третей законодательных собраний субъектов России и не менее 300 депутатов Госдумы (из 450 парламентариев).
Первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков заявил, что внесенный Путиным закон может быть принят Госдумой до конца 2013 года. Однако в этом сомневается председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, отмечая сложность данной процедуры.
Также законопроект Путина был неожиданно расширен нормами, касающимися назначения прокуроров. Президент предлагает закрепить за собой право вносить в Совет Федерации кандидатуры не только генпрокурора России, но и его заместителей, а также сам хочет назначать и увольнять прокуроров субъектов Федерации,
а также других прокуроров, за исключением городских и районных. Согласно документу назначение на должность региональных прокуроров осуществляется президентом России по представлению генпрокурора, согласованному с субъектами РФ. Сейчас региональных прокуроров назначает генпрокурор страны.
«Про прокуратуру раньше речи не было в отличие от объединения судов, не было общественного обсуждения. Это продиктовано какими-то кулуарными внутрикремлевскими причинами.
Власть ни разу не сказала, что ее что-то не устраивает в прокуратуре», — отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. Вместе с тем он признает, что «идея об объединении судов тоже возникла как гром среди ясного неба где-то полгода назад, и тоже вменяемо не было объяснено Кремлем, что конкретно не устраивает власть в нынешнем состоянии двух самостоятельных ветвей судебной системы».
Заместитель председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству единоросс Дмитрий Вяткин пояснил «Газете.Ru», что соединение двух тем в одном документе — «это чисто технический момент». «Это было сделано для того, чтобы принять один закон и не проходить эту сложную процедуру несколько раз, чтобы два раза не выходить с законом о внесении изменений в Конституцию», — сказал депутат.
Объединение судов вызывает опасения у ряда экспертов. «Арбитражный суд более прогрессивный, к его главе Антону Иванову было претензий гораздо меньше, доверия же к ВС и судам общей юрисдикции у народа нет, я боюсь, мы потеряем то завоевание, которого добился Арбитражный суд», — сказал «Газете.Ru» правозащитник Валерий Борщев.
«Давно многие выражали недовольство независимостью Арбитражного суда, он вел дела совсем не так, как ВС, который был предсказуем», — пояснил он.
«Сложились две системы, которые плохо совместимы, арбитражные суды в смысле организации ушли далеко вперед. Печально потерять суд, который не зависит от другого в административном плане», — отмечает в разговоре с изданием судья Верховного суда РФ в отставке Владимир Радченко.
Павел Чиков связывает объединение судов с тем, что эти два равных друг другу высших судебных органа очень часто имеют противоположные или сильно отличающиеся друг от друга позиции по вопросам толкования законодательства. «Не могут две судебные системы по-разному толковать одни и те же нормы права», — говорит он.
Объединение происходит только наверху, подчеркивает Чиков.
«Создается некий большой Верховный суд, в который Высший арбитражный суд входит на правах одной из судебных коллегий, но при этом система арбитражных судов в регионах остается неизменной, иное было бы трудноисполнимо. Это означает, что по своей сути и содержанию работа арбитражных судов и судов общей юрисдикции не изменится, по крайней мере сразу», — объясняет он.
По словам Чикова, будущее объединенного Верховного суда будет зависеть от того, кто будет руководителем этого органа — судья из ВС или из ВАС. «Антон Иванов смог провести революционную реформу арбитражных судов, которую признают на международном уровне», — признает он при этом преимущества кандидатуры главы ВАС.
Расширение полномочий президента по назначению прокуроров, по словам Дмитрия Вяткина, продиктовано необходимостью «более серьезного и ответственного отношения к их назначению». «Статус прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров, которые будут назначаться президентом, конечно же, повышается и дает меньше оснований оглядываться прокурорам на региональные власти», — сказал депутат.
Инициатива президента приводит все к единому знаменателю, считает зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн («Единая Россия»). «Потому что сегодня назначение на должность руководителей территориальных органов исполнительной власти там, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба, происходит указом президента: и начальника УМВД, и руководителей следственных управлений Следственного комитета, и начальников УФСБ, и начальников управлений МЧС, и ФСКН, и ФСИН, если это генеральские должности», — пояснил депутат.
Региональные прокуроры получают таким образом защиту и независимость, считает Борщев. «Авторитет региональной прокуратуры резко упал: посмотрите на Краснодарский край, они там не играют никакой роли, ни в деле Кущевки, ни в других», — отмечает эксперт.
Поправки Путина к Конституции символизируют резкое снижение роли и статуса прокуратуры, отмечает Чиков.
«По сути дела, это постановка этой системы в подчинение администрации президента, что противоречит положению прокуратуры как части судебной системы, возникает коллизия внутри самой Конституции. Я почти уверен, что это будет предметом разбирательства в Конституционном суде: является ли назначение президентом прокуроров субъектов вмешательством в судебную власть и соответствует ли это Конституции», — рассуждает он. По словам Чикова,
это фактический конец прокуратуры как самостоятельного, независимого органа.
«Во многом это явилось следствием очередной аппаратной победы Александра Бастрыкина (глава СКР) в схватке с Юрием Чайкой (генпрокурор) и большим репутационным провалом ведомства в этом году из-за кампании с проверками НКО», — добавил правозащитник.