В среду Кировский областной суд изменил приговор по делу «Кировлеса» Алексею Навальному и Петру Офицерову на условный. После заседания Навальный заявил журналистам, что считает приговор личным решением президента. «Сейчас решения по условному сроку принимаются совершенно точно не здесь и лично Владимиром Путиным. У меня ни малейшего представления относительно того, что творится в его голове и почему он меняет свои решения».
«Смягчение приговора Навальному — это не вопрос главы государства», — заочно ответил оппозиционеру позднее пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Напомним, что возможность вынесения условного приговора обсуждается еще с начала августа, после того как на Селигере Путин заявил, что ему «показалось странным», что один из проходивших по делу «Кировлеса» фигурантов, который начал сотрудничать со следствием (бывший гендиректор КОГУП «Кировлес» Вячеслав Опалев. — «Газета.Ru»), получил 4,5 года условно. «А второму фигуранту (Навальному. — «Газета.Ru») вломили пять лет реально. Но это суд сам должен определить, что там и как», — сказал глава государства.
Победитель дня
В среду Навальный чувствовал себя победителем и сразу заявил, что продолжит заниматься политикой. «Приговор не повлияет на мою деятельность, моя политическая борьба будет продолжена», — пообещал он. «Мы продемонстрировали, что можем оказать достаточное влияние на власть. Нужно продолжать, чтобы добиться освобождения тех, кто продолжает сидеть в тюрьмах по политическим делам, в частности по «болотному делу». Спасибо всем за поддержку. Теперь они будут считать, что если липовое уголовное дело закончилось условным сроком, мы должны быть им за это благодарны и забыть. Это не так», — подчеркнул оппозиционер.
Условный срок для дальнейшей политической деятельности Навального очень комфортен, считает глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. «Он может сейчас без проблем участвовать в политических кампаниях в стране, поддерживать тех или иных кандидатов, партийные списки (сейчас Навальный пытается зарегистрировать свою партию «Народный альянс»). У него неограниченные возможности для того, чтобы продолжать увеличивать свою известность и рейтинг, при этом не рискуя репутацией (по нынешнему законодательству гражданин с судимостью не может лично принимать участия в выборах. — «Газета.Ru»)», — говорит эксперт.
В ситуации сегодняшнего условного приговора Навальный выглядит моральным победителем, соглашается политолог Александр Кынев.
«Его реальный общественный статус, поддержка, которую он смог получить в том числе на прошедших выборах мэра Москвы, для нашей политической реальности беспрецедентны (после того как он получил 27,24% голосов, его шансы на условный приговор возросли, отмечали ранее источники «Газеты.Ru» во власти). Вспомнить за все эти годы случай, когда бы власть в условиях такой активной развернутой административной махины дала бы ход назад, практически невозможно. Навальный показал себя за последнее время почти единственным стратегом среди нынешних политических лидеров, среди которых почти сплошные тактики, при этом имеющим волю к победе и характер, а также определенную политическую интуицию, и люди это чувствуют», — уверен эксперт.
На крючке
Впрочем, несмотря на оптимистичные заявления, очевидно, что сценарий условного приговора Навальному был выбран властью в силу того, что такой вариант она считает для себя безопасным. Причин этому несколько.
Во-первых, Навальный показал себя политиком, который умеет действовать в системном поле, что ранее отмечали источники издания во власти. Евгений Минченко уверен, что эта самая политическая интуиция Навального «очень на руку кремлевским кланам». «Он легко вступает в ситуативные коалиции с теми или иными группами внутри путинского политбюро. На выборах мэра он сыграл очень тонкую игру. С одной стороны, он выступил в качестве оппонента Сергея Собянина (тем самым легитимизировав московские выборы. — «Газета.Ru»), а с другой, по-видимому, достиг каких-то неформальных договоренностей с собянинской командой о том, что он не будет трогать тему коррупции в правительстве Москвы. Ведь можно вспомнить только парочку вялых историй насчет квартиры дочки Собянина, а в остальном — продолжалась игра против Якунина, Неверова, Шойгу», — рассуждает Минченко.
Во-вторых, посадка оппозиционера в нынешних условиях могла бы иметь негативные последствия, что не нужно власти, так как это создало бы вокруг него ореол мученика.
При этом даже реальное отбывание срока все равно не помешало бы продолжению карьеры Навального как политика, уверен руководитель отдела мониторинга выборов организации «Голос» Андрей Бузин. «Даже если бы его посадили, ничего бы не закончилось. Он уже стал в некотором смысле символом политической борьбы. Для Навального, как для человека, условный срок, конечно, роль играет, а как для символа — не играет».
При этом, рассуждает эксперт, власти прекрасно понимают, что условный срок для Навального — «это то же самое держание на крючке». «Кремль нашел оптимальное решение.
Если бы его посадили, последовала бы жесткая реакция общества, протестного движения. Оправдать его тоже не могли (в этом случае Кремль и, в частности, Следственный комитет терял бы свое политическое лицо. — «Газета.Ru»), — говорит Бузин, — Но окончательное решение о возможностях политической деятельности Навального все равно остается за теми, кто изменил его приговор».
С учетом того, что на Навального заведены другие уголовные дела (дело «Ив Роше», а также «дело СПС» и «дело МПК»), он остается в подвешенном состоянии. Силовики в лице Александра Бастрыкина вряд ли довольны условным приговором оппозиционеру, что является не только их «профессиональным поражением», но и косвенно означает политическое усиление группы первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина, который считал, что участие в московских выборах Навального работает на легитимность и прозрачность кампании. Поэтому при необходимости силовики смогут в любой момент активизировать работу по другим делам оппозиционера. И это третья причина, по которой условный приговор Навальному в Кирове еще не означает его победы и поражения Кремля. Оппозиционер находится «на крючке» других уголовных дел, с помощью которых на него можно оказывать давление.
В четвертых, не стоит забывать, что по нынешнему законодательству даже условный приговор Кировского областного суда не дает Навальному права самому участвовать в выборах.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал этот приговор «ловушкой для Навального». «Он сохраняет возможности для политической активности, может выступать на митингах, может стать председателем или сопредседателем какой-нибудь политической партии, но приговор, даже условный, закрывает дорогу к непосредственному участию в качестве кандидата в электоральных выборах. Тут главным моментом становится, наверное, амнистия. Если он под нее попадет, то сможет вновь участвовать в избирательных кампаниях».
Член высшего совета «Единой России» политолог Дмитрий Орлов напоминает, что участие в выборах в Мосгордуму в 2014 году для Навального исключено. «Есть введенные парламентом ограничения (о пожизненном запрете баллотироваться на выборах гражданам, судимым за тяжкие преступления), и введены они были еще до приговора Навальному. Сегодня он может выступить членом какой-нибудь коалиции или, например, возглавить РПР-ПАРНАС. В этом и заключается его главная проблема сегодня — позиционирование себя относительно какой-то партии, относительного протестного движения», — уверен эксперт.
Законодательство в нынешнем состоянии, соглашается с Орловым Бузин, не дает Навальному шансов поучаствовать в выборах. «Баллотироваться Навальный пока не сможет. В том числе и в соответствии с не очень определенным решением Конституционного суда («Газета.Ru» подробно писала о нем 10 октября), который, как обычно, сказал полусловом», — отмечает Бузин.
«Многое зависит от того, как Навальный сам будет относиться к своему статусу, — считает директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Вопрос в том, насколько эффективной окажется его дальнейшая политическая стратегия». По мнению эксперта, пока программа власти в отношении него заключается в том, чтобы на любое политическое решение Навального (будь то проведение им протестных акций, публикация компроматов на оппонентов и др. — «Газета.Ru») иметь при необходимости возможность юридического ответа: «будь то посадка по старому или новому делу, будь то разрешение на участие в выборах». «Мне кажется, что решения принимаются ситуативно, какой-то полноценной в этом плане стратегии в отношении Навального у власти сегодня нет», — считает Виноградов.