Заместитель председателя ЦИК Леонид Ивлева заявил о необходимости законодательно урегулировать проведение агитации в социальных сетях. «Мы столкнулись с большим количеством случаев, когда участники выборов ведут агитацию в социальных сетях и на сайтах в интернете… этот вопрос требует дополнительного рассмотрения… я обращаюсь к избиркомам регионов, особенно к Московской избирательной комиссии, Екатеринбургской и Ярославской избирательным комиссиям — ужесточить проверки на законность агитации, размещенной на сайтах в интернете», — сказал он в среду на заседании ЦИК.
По его словам, в будущем урегулирование этого вопроса, возможно, потребует изменений в законодательстве. На вопрос «Газеты.Ru», какие это могут быть изменения, Ивлев сказал, что не знает.
Зампред ЦИК сообщил, что был зафиксирован случай нарушения закона в ходе агитационной кампании в Красноярском крае, где один из кандидатов в заксобрание вел «незаконную агитацию» на сайте «Одноклассники». Кроме того, в разговоре с «Газетой.Ru» он сказал, что обратился в первую очередь к Ярославской, Московской и Екатеринбургской комиссиям, потому что в этих городах «работают сайты, на которых были обнаружены баннеры». Он предположил, что их разместили или администраторы, или владельцы сайтов.
«Закон требует, что в случае размещения агитации даже на электронных площадках должен быть заключен договор между кандидатом и этим сайтом, договор должен быть оплачен из избирательного фонда. Об этом я и сказал комиссиям, чтобы они проверили, заключены ли договоры», — сказал Ивлев, добавив, что, например, в LiveJournal правового регулирования этого вопроса нет. «СМИ это или не СМИ, это не влияет», — считает зампред ЦИК.
Член Мосгоризбиркома (МГИК) Андрей Бузин объяснил «Газете.Ru», что в избирательном законодательстве об агитации в социальных сетях ничего не сказано. «Это относится только ко СМИ, а соцсети ко СМИ не подходят», — сказал он. Вместе с тем он признает, что при наличии политической воли возможно привлечь к ответственности за агитацию в интернете.
«Могут предъявить то, что агитация в интернете — это материальные затраты, а она не оплачена из избирательного фонда», — говорит Бузин. По его мнению, заявление Ивлева направлено на законодателей, которые могут ужесточить ответственность за агитацию в интернете, не оплаченную из фонда.
Агитационные баннеры в социальных сетях размещали, в частности, кандидаты в мэры Москвы Алексей Навальный и Михаил Дегтярев, выяснила «Газета.Ru». «У нас было очень много разной агитации в интернете. Вся реклама была оплачена из избирательного фонда», — сказал глава штаба Навального Леонид Волков. В штабе Дегтярева также заверили, что вся агитация в интернете, в том числе в соцсети «ВКонтакте», была оплачена из фонда. В штабе кандидата в мэры от КПРФ Ивана Мельникова «Газете.Ru» сообщили, что агитационные материалы вывешиваются только на сайте партии. «А дальше, кто подхватывает и куда это уходит в интернете, я не могу отследить. Берут ссылку и пошло. Эта сфера нерегулируема, свободна. Что сейчас на кофейной гуще гадать, есть ли там нарушения или нет?» — сказал глава штаба Валерий Рашкин. По его словам, у штаба нет договоров о размещении агитационных материалов с социальными сетями.
Глава ЦИК Владимир Чуров, в свою очередь, сообщил в среду, что в ЦИК поступило во вторник 38 жалоб, связанных с предвыборной агитацией в ходе избирательной кампании по выборам мэра Москвы. По его словам, все они от Валерия Рашкина и касаются агитации в основном врио мэра Москвы Сергея Собянина.
В упомянутой Ивлевым компании LiveJournal прокомментировали «Газете.Ru», что договоров на размещение рекламы политиков в рамках текущей выборной кампании мэра у нее не было. «Никто из политиков в коммерческий департамент ЖЖ не обращался. В случае обращения мы бы действовали в строгом соответствии с законодательством», — сказал коммерческий директор LiveJournal Russia Антон Савельев.
Пресс-служба «Одноклассников» сообщила «Газете.Ru», что компания не размещает на своей площадке никакую рекламу, связанную с политическими деятелями. «В свою очередь, «Одноклассники» – это социальная сеть, в которой пользователи могут выкладывать свой контент, но к данному контенту социальная сеть не имеет отношения. В такой ситуации основное требование – это следование лицензионному соглашению социальной сети, в частности пункту 7.4 «Лицензиату запрещается: 7.4.22. осуществлять рассылку спама – массовую рассылку коммерческой, политической, рекламной и иной информации», — отметили в пресс-службе.
Член ЦИК с правом совещательного голоса от КПРФ Кирилл Сердюков заявил о другом нарушении избирательного законодательства. Коммунист обратил внимание Чурова на заявление президента России Владимира Путина о рейтинге Собянина, сделанное им сегодня.
Путин в среду дал интервью Первому каналу и Associated Press, в котором он заявил, что «федеральная власть будет работать с любым будущим мэром Москвы», однако, не преминул отметить, сославшись на данные разных «независимых соцопросов», что лидирует сейчас врио мэра Сергей Собянин.
Сердюков потребовал от Чурова дать оценку действиям президента, учитывая тот факт, что за пять дней до выборов результаты соцопросов озвучивать запрещено законодательством. Чуров отослал коммунистов за ответом во МГИК.
По словам Бузина, в речи Путина прозвучало не полное новое социологическое исследование, а лишь упоминание о старых данных, что вряд ли можно считать нарушением. При этом он обращает внимание на то, что в заявлении президента есть другое основание для обвинений его в нарушении закона. «Нарушение закона в том, что в его речи можно найти признаки агитации за одного из кандидатов, а при исполнении служебных обязанностей лицо, замещающее государственную должность, не имеет право проводить агитацию», — пояснил он.