«Газета.Ru» продолжает знакомить читателей с особенностями партийной агитации на региональных выборах. Ранее были разобраны предвыборные кампании «Единой России» (статья от 20 августа), «Справедливой России» (24 августа), КПРФ (2 сентября).
ЛДПР обходится в этой кампании без лишнего креатива. В большинстве регионов львиную долю партийной агитации составляют баннеры с названием партии. В Ярославской области фото лидера партии Владимира Жириновского и лидера регионального отделения Андрея Потапова соседствует с бесхитростным призывом «За ЛДПР!».
В Архангельской области тот же Жириновский сурово смотрит на избирателя с плаката, указывает на часы и напоминает: «Время голосовать за ЛДПР!». В Якутии он же в соседстве с местными политиками гневно призывает: «За ЛДПР или терпи дальше!». Примерно в том же ключе выстроена агитация в других регионах: «Только за ЛДПР», «Голосуй сердцем за ЛДПР».
Иногда ЛДПР все-таки отходит от устоявшихся лозунгов и фигур. На партийных баннерах в Тольятти (там проходят выборы не в заксобрание, а в гордуму) изображены огромные наручники, а подпись гласит: «Коррупционер, помни: в Сибири места много!». Иркутские жириновцы призывают избирателей «Дать волю народному гневу» и, конечно же, голосовать за ЛДПР.
Во Владимирской области тройка кандидатов во главе с Владимиром Жириновским подписана просто «ЛДПР за нашу Владимирскую область». При этом «Владимир» в названии региона выделено жирным шрифтом и, видимо, должно напоминать об имени лидера партии.
Последний выпуск смоленской газеты либерал-демократов открывается интервью с губернатором региона Алексеем Островским (до назначения на эту должность был депутатом Госдумы от ЛДПР). Материал озаглавлен так: «Пустобрехи и говоруны нужны на митингах. В Думе нужна работа». Целая полоса газеты посвящена критике регионального отделения «Справедливой России». Как писала ранее «Газета.Ru», местные эсэры обвиняют Островского в создании преимуществ для ЛДПР во время кампании по выборам в областную думу. Задача региональной власти — обеспечить либерал-демократам второе место после «Единой России».
Примечательно, что ни в одном регионе ЛДПР не использует свои традиционные лозунги на выборах: «За бедных и за русских!». Национальная тема в региональной агитации жириновцев почти не используется.
«ЛДПР оставила национальную тему, ее сейчас перехватили другие партии, например «Родина» в некоторых регионах. Избиратель либерал-демократов и так умеренно-националистически заряжен, партия просто напоминает ему о себе. ЛДПР даже не указывает, почему за нее надо голосовать, послание простое: «Вы в курсе, кто мы такие». На языке маркетинга это называется «закрепление существующего сегмента». Производителям кока-колы не надо описывать в рекламе ее вкус, с ЛДПР дело обстоит так же», — пояснил «Газете.Ru» политтехнолог Денис Ястребов.
Он отмечает, что ЛДПР не ведет агрессивной кампании и не пытается набрать большее, чем на прошлых выборах, количество голосов, перехватить их у конкурентов.
«Наберут сколько им положено, процентов 7–10, на привычный электорат ЛДПР и направлена агитация», — заключает технолог.
По словам главы Политической экспертной группы Константина Калачева, ЛДПР могла отказаться от лозунга «За бедных и за русских» по нескольким причинам. Первая — в усталости избирателя ЛДПР от этого привычного призыва, вторая — в «сервильности» партии.
«Высказывание выглядит неполиткорректным по отношению к партии. Власть подняла Россию с колен, а тут выясняется, что русские остались бедными», — говорит эксперт.
Калачев отмечает, что агитация жириновцев сделана «без огонька» и рассчитана на сложившийся круг поклонников ЛДПР, для которых голосование за партию вошло в привычку. Главное для либерал-демократов — напомнить о себе.