Коммунисты обвиняют кандидата в мэры Сергея Собянина в ведении «грязной» агитационной кампании на выборах мэра Москва. Юрист штаба кандидата от Компартии в мэры Москвы Ивана Мельникова Мухамед Биджаев рассказал «Газете.Ru» о жалобах, с которыми КПРФ в ближайшее время обратится в Мосгоризбирком.
Во-первых, коммунисты обвиняют Мосгоризбирком в том, что информационные плакаты про кандидатов в мэры Москвы для размещения на избирательных участках были изготовлены так, что по факту они являются скрытой агитацией в пользу кандидата Собянина и против кандидата от партии РПР-ПАРНАС Алексея Навального: кандидаты Михаил Дегтярев (ЛДПР), Николай Левичев («Справедливая Россия»), Иван Мельников (КПРФ), Сергей Митрохин («Яблоко») изображены на белом фоне, Навальный — на «грязном» сером, а Собянин — на красивом разноцветном.
«Наша вторая жалоба касается того, что к нам за один вчерашний день поступило более 240 звонков-жалоб избирателей на «горячую линию». Суть жалоб одна: их обзванивают по линии собесов и даже по линии УИК и спрашивают каждого персонально, кто собирается идти на выборы. Мы считаем, что таким образом может идти подготовка к фальсификации итогов голосования, так как будут поименно известны избиратели, которые на выборы не придут и чьими голосами можно будет распорядиться так, как надо власти», — говорит Биджаев.
Третий пункт жалобы касается скрытой агитации в пользу Собянина, которую все три последних месяца вели районные газеты и городские телеканалы, добавляет юрист КПРФ.
В пресс-службе предвыборного штаба Собянина комментировать жалобы коммунистов отказались. Своим мнением с «Газетой.Ru» поделился член штаба Собянина Николай Травкин: «Идет избирательная кампания, аутсайдеры всегда будут жаловаться. Я прошел полтора десятка избирательных кампаний и должен сказать, что более корректного отношения избираемой власти, чем на этих выборах, не было», — считает представитель кандидата Собянина.
МГИК на просьбу рассказать о жалобах ответил отказом.
«Коммунисты за базар отвечают?» — возмутился политолог Алексей Мухин. Он пояснил, что речь идет об использовании конкурентного преимущества, это нельзя назвать «грязной» агитационной кампанией. «Если кто-то симпатизирует Собянину, конечно, он расположит агитационный материал в выгодном месте, а агитационный материал оппонентов поставит в угол. Но Собянин в этом не виноват», — считает он.
В распоряжении «Газеты.Ru» также оказались данные социологического опроса, который провел штаб кандидата в мэры Москвы от КПРФ Ивана Мельникова. Представители КПРФ проводили выборочный репрезентативный опрос среди москвичей. Было опрошено 1600 москвичей в возрасте старше 18 лет, сообщили изданию в штабе кандидата.
Показательно, что некоторые цифры опроса похожи на те, которые накануне вечером опубликовал в своем «Живом журнале» глава избирательного штаба кандидата Алексея Навального Леонид Волков. Они оба допускают вероятность второго тура на выборах мэра Москвы, разница лишь в проценте голосов, который должен набрать Мельников, то есть собственно в составе участников второго тура.
Согласно данным коммунистов, Собянин в первом туре может набрать 48,4% голосов, Мельников должен прийти вторым с 20,2%, Навальный — третьим с 17,3% голосов, остальные кандидаты должны набрать менее 10% голосов каждый.
По данным штаба Навального, картина обстоит следующим образом: из тех граждан, кто собирается идти на выборы, за Собянина хотят голосовать 41,6%, за Навального — 20,7%, за Мельникова — 6,5%, остальные наберут и того меньше.
Глава штаба Навального Леонид Волков пояснил «Газете.Ru», что для него ожидаемо, что коммунисты будут сейчас говорить, что главным претендентом на второе место является Мельников, а не Навальный.
Социолог Левада-центра Денис Волков считает, что соцопросы, проводимые штабами кандидатов, нерелевантны.
«Нельзя никому запретить проводить опросы. Но так получается, что в опросах штабов кандидатов всегда отдается предпочтение их кандидатам. Есть такая закономерность», — объясняет социолог.
Кроме того, говорит Волков, сами полученные штабами данные используются с ошибками, которые потом публично не исправляются. «И все это используется для борьбы, убеждения, пропаганды. Это вредит независимым центрам, начинают говорить, что раз социология штабов не совпадает с их опросами, то все куплено то американцами, то Навальным, то Кремлем. Мы все время сталкиваемся с такими обвинениями», — поделился с «Газетой.Ru» эксперт.
Согласно последним опросам ВЦИОМа, за врио мэра Москвы Сергея Собянина готовы проголосовать 52% москвичей. На втором месте Алексей Навальный с 11%, далее идут Иван Мельников (5%), Сергей Митрохин (2%), Михаил Дегтярев (1%) и Николай Левичев (1%).
В то же время, по последним данным компании «Комкон», за Сергея Собянина готовы проголосовать 36,8% из числа опрошенных, а за Алексея Навального — 11,4%. Отдать свои голоса Ивану Мельникову намереваются 4%, Сергею Митрохину — 2.4%, а Михаилу Дегтяреву — 1,6%. Меньше всего москвичей — 1,3% — намереваются проголосовать за Николая Левичева.